Эта странная геральдика. Герб как иконографический концепт
Думаете, геральдика – дело прошлых веков? Нет, гербы и сегодня нужны городам и гражданам. Выборжец, историк-медиевист, геральдист Михаил МЕДВЕДЕВ не только исследует геральдические знаки, но и создаёт их. Например, он – автор должностного знака губернатора Ленинградской области.
Это та самая впечатляющая цепь, украшавшая грудь Александра ДРОЗДЕНКО во время вступления им в должность. Утвердили её ещё в 2003 году. Разглядеть должностную регалию вблизи дано немногим. Как рассказал наш собеседник, член профильной комиссии Геральдического совета при Президенте РФ Михаил Медведев, это не просто украшение: каждый элемент в нём исполнен смысла. Центральная подвеска – герб Ленинградской области – дополнена пятью историческими гербами, в разные эпохи обозначавшими регион или его части. Наш город и тут отличился: шестой герб был сочинён специально для цепи, соединяет городские мотивы с территориальными и указывает на Выборг и окружающие его карельские земли. Шесть картушей той же цепи рассказывают о вехах истории региона. Здесь двухсвечник как геральдическая интерпретация старейшего знака Рюриковичей, «лютый зверь» – древний символ Новгородской республики, ладья, напоминающая, что наша земля лежала на пути из варяг в греки, персональная эмблема Петра Великого в виде царя-скульптора, высекающего своё царство из скалы, щит и меч, напоминающие о боевых подвигах, и встающее над лесом солнце как образ постоянного обновления. Романтично и захватывающе, не правда ли?
Михаил Медведев: в геральдике есть место многим курьезам
– Михаил Юрьевич, чем занимаются современные геральдисты?
– Мы занимаемся прикладной современной геральдикой, в том числе государственной. В России громадное количество муниципалитетов и даже регионов, у которых не решён вопрос о местной символике. Например, до сих пор не имеет герба Магаданская область. Прекрасен исторический герб Курской области, одной из старейших областей России. Но современный герб настолько неграмотен, что не внесен в федеральный регистр.
Есть еще ведомственная, корпоративная и личная геральдика. Причем, личная – невероятно мифологизированная сфера. Одни полагают, что гербы могут быть только у дворян. Соответственно, кто не имеет дворянских корней, того это не касается. Другие полагают, что раз нет дворянства, то всем можно всё.
– А на самом деле?
– На самом деле всё совершенно логично. Есть базовые представления о том, как строится герб, причем это специфические российские правила, возникшие на основе российской традиции. Надо учитывать, что нет геральдических правил, единых для всех стран.
И вот на каком-нибудь форум в интернете выскакивает новичок и задает вопрос: я сочинил себе такой герб, он правильный или нет? Надо спросить: а вы откуда? Вы итальянец или серб? Где вы собираетесь им пользоваться? Если в Шотландии, то одно, если в Нидерландах, то совсем другое.
– То есть нужно сначала изучить правила. Когда они возникли?
– С конца 80-х в большой моде была идея возрождения геральдических традиций. Было много энтузиазма, в том числе совершенно дилетантского. Активно обсуждался вопрос, какие правила мы сочиним для новой русской геральдики. Но надо было не сочинять, а выводить их из исторической практики.
– Но как? Были дворяне, сословий не стало…
– А гербы остались – не как сословные атрибуты, но как фамильные знаки. Что касается дворянских родов, с ними случилась любопытная вещь. В российском праве дворянства не существует, но сохранен принцип воспоминательной геральдики. Например, Рюриковичи были князьями, но многие потеряли титул – измельчали. В таких случаях атрибуты утраченного статуса могли сохраняться в гербе. Точно так же и род дворянского происхождения может сохранять соответствующие атрибуты – короны, специальные шлемы и так далее – в современной российской геральдической системе. Это и есть равенство. Иванов имеет право быть Ивановым, Голицын имеет право быть Голицыным. Если Голицыну случайно досталась княжеская шапка в родительском багаже, это не значит, что ее надо конфисковать.
– Отлично сказано.
– Опять-таки есть миф, согласно которому герб обязательно должен быть утвержден верховной властью. На самом деле геральдика родилась как традиция самостоятельного принятия гербов. Если и важно было чье-то мнение, то это мнение близкого окружения. А формальных пожалований сперва не было вовсе.
Гербы стали утверждать по мере централизации власти, и это достигло некоторого пика в период абсолютизма, причем в разных странах по-разному. Во Франции, например, обязали недворян, если они имели какое-то стабильное социальное положение, тоже иметь гербы. Стригли с них налоги и штрафы, если те этого не делали.
Если герб утвержден – государство отвечает за его правильность. Если же герб – самостоятельно принятый, «самобытный» (как это принято называть), бремя геральдической корректности ложится на принимающего. Есть масса тонких вопросов: что человек может сам принять себе в герб, что не может.
– Можно конкретный пример?
– Например, человек хочет обозначить, что он прибыл с Урала в Петербург. Иметь в гербе элементы петербургской символики.
– Якоря?
– Да, но якоря без скипетра – что-то слишком водное, а он человек сухопутный. А пара якорей слишком прямо цитирует герб Петербурга. Тут играют роль конкретные прецеденты: до революции императоры жаловали столичные якоря в некоторые родовые гербы, награждая таким образом за заслуги. В конце концов, мы нашли компромиссное решение: воспользовались архитектурной доминантой. Но не конкретным сооружением (это тоже неправильно), а условной ростральной колонной. Узнаваемой, но не тождественной никаким реальным объектам.
Здесь уместно вспомнить, что в Выборге довольно долго главной фигурой герба был замок. Да, это было геральдическим нарушением. Новый герб Выборга при Александре I делали в спешке. Старым гербом Выборгской Карелии при этом не воспользовались, так как еще при шведах он ушел к Саволакской губернии. Для Выборгской губернии был сочинен новый герб на основе городского, в результате пространство городского герба оголилось и в нём изобразили Выборгский замок, не сверившись с правилами.
– Но город привык к этому.
– Однако не забыл и о старом гербе: это видно хотя бы по городским фасадам ХХ века. Сегодня старый герб закономерно восстановлен в правах. Грамотность важна, но важно, чтобы территория и город принимали свой герб, и чтобы человек узнал в зеркале своего герба себя самого, свои корни или, напротив, мечты о будущем. Кстати, герб заказывают не только для себя, но и для любимой, или для пары к свадьбе, или в подарок близким людям. Герб – изобразительное имя, и в этом качестве он может очень много значить для своего обладателя. В Освенциме, в одной из камер, где стены были разрисованы и исписаны смертниками, один из них нарисовал собственный герб. Так человек расписался перед вечностью…
Губернаторская цепь, эскиз
– Кажется, геральдика – сфера деятельности, где легко попасть на удочку аферистов.
– Это так. В 90-х преувеличенное желание выделиться приводило некоторых представителей нового истеблишмента в объятия продавцов фальшивой геральдики. Им предлагали и дюжину шлемов на щите, и королевские короны. И сейчас этого мошенничества полон интернет, но оно не так агрессивно. А лет двадцать назад они ещё пытались перебороть государственную герольдию. Так или иначе, во всём мире существует псевдогеральдика. Понятно, что она имеет разный успех в зависимости от наивности и невежества в этой сфере.
– В нескольких словах: что значит «геральдически правильно»?
– Есть целый ряд композиционных, идентификационных условностей при создании изображения, которые надо соблюдать, чтобы герб читался правильно. Геральдика – не антикварная игра, а проверенный веками и постоянно обновляемый язык знаков. Как любой язык, он требует грамотности.
По большому счёту, герб – это иконографический концепт. Один и тот же герб можно изобразить в разных стилях и так, что с первого взгляда и не узнаешь. Обычно я объясняю студентам: если букву «А» написать разными способами, это будет одна и та же, непохожая, буква.
Зато в геральдике принципиален цветовой код. Белый лев и синий лев – это совершенно разные фигуры. При этом синий и голубой, по-геральдически, это один и тот же цвет. А есть оттенки красного, которые с точки зрения геральдики уже не красные, а голубые. Поэтому при описании герба по-русски мы вынуждены пользоваться техническими терминами: «лазоревый», «червлёный», указывая на то, что мы говорим не просто о красном, синем или голубом, а о специфических геральдических оттенках, вернее, фрагментах спектра.
– Сколько открытий чудных!
– В геральдике есть место многим курьезам. Например, в гербе Владимира на Клязьме и Владимирской губернии, а ныне Владимирской области, присутствует животное, которое в геральдике называется львиным леопардом. На самом деле это лев в определенной позе. В гербе земли Штирия в Австрии (исторически это княжество-маркграфство Штирийское) присутствует животное, которое называется пантерой. Это чудовище с рогами, которые изрыгает всеми телесными отверстиями пламя. Причем это пламя на самом деле изображает благоухание, просто оно так визуализировано. Перечислять накопленные геральдикой странности можно долго.
Мой китайский студент в Академии художеств признавался, что его очень смешит буква «ё», потому что ему кажется, что она на него смотрит своими глазками. Точно так же многое может смешить в геральдике: так уж исторически сложилось. Зато, стоя на гигантских плечах многовековой традиции, мы можем создавать актуальную, современную символику наших регионов, городов и семей.
Ольга РОГОЗИНА
Фото предоставлены Михаилом Медведевым
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
