Шел трамвай, девятый номер...
Знакомьтесь: Нина Афанасьева, одна из первых выборгских вагоновожатых
С Ниной Ивановной АФАНАСЬЕВОЙ меня познакомила завсектором обслуживания межпоселенческой библиотеки Людмила ЛЫСОВА. Они-то давно друг друга знают – шутка ли: вот уже тридцать лет ходит Нина Ивановна в эту библиотеку.
– Она очень много читает: исторические книги, фантастику, – рассказывает Людмила.
– Я начала читать с семи лет, не все буквы знала, у брата спрашивала. Первая моя книжка была про немецкого революционера Карла Бруннера (!), о том, как его ловили полицейские, как он прятался от них в бельевых корзинах… Я читала все, что попадалось под руку, в том числе и политические книги, в которых ничего не понимала,– вспоминает Нина Ивановна.
Мужичок с ноготок, но вообще-то девочка…
Родилась она в вологодской деревне. С началом Великой Отечественной войны отца призвали на фронт, в деревне было голодно, а Нине в то время было всего 11 лет…
– Мужчин не было, пахать некому, а тут с войны вернулся после тяжелого ранения дальний родственник. Он пахал, но очень быстро уставал и попросил меня погонять лошадь – лошади остались выбракованные, которые в армию не годилась. Я – маленькая росточком: ручки плуга вровень с плечами, так он меня научил пахать, держась за перекладину. Как-то долго стояла, глядя на меня, одна колхозница, потом посетовала, что трудодни записывают другому. И через некоторое время подошла троица из правления колхоза, они поспрашивали меня, как правильно пахать, на какую глубину, как плуг ставить, затем дали мне быков – под озимую рожь легкую пашню пахать. А бычки годовалые, тоже молоденькие были – я своего Захарку до сих пор вспоминаю, а второго Володькой звали… Мне тогда 14 исполнилось, так я весь 45 год на них и отпахала…
Мой муж впоследствии этому не верил до тех пор, пока сам не увидел, как я на чужом частном огороде подошла к плугу, оценила, на какой врезке стоит, определила ширину пласта…
А вашему корреспонденту вдруг вспомнились рассказы отца, который в 10-летнем возрасте возглавлял бригаду колхозниц и от восхода до заката пахал на тракторе вологодские поля…
«Вся жизнь моя в Выборге, вся»…
Нина Афанасьева запомнила дату: 24 апреля 1946 года она впервые приехала в Выборг:
– После войны моя сестра с подружкой завербовались в Выборг, а я к ним сюда и приехала. Все получилось быстро: вчера еще пахала, а сегодня я уже в Выборге. Мне на дорогу дали поллитра молока и лепешку размером с листок подорожника... Тяжелые были времена, все так жили.
Сестра работала диспетчером в автотранспортной конторе, а подружка бухгалтером, и меня сразу устроили туда курьером. Вот я и бегала по городу, все улицы знала, все «разбитки»: город был полностью разрушен, стала считать – насчитала только 9 целых домов.
Документы разносила по конторам, тогда же не было телефонов, получала 400 г хлеба, небольшую зарплату, а жила в комнате 24 кв. м с сестрой и её подружкой на улице Красных колодцев. Жили как все, обыкновенно, тогда горе у всех одно было, радости тоже одинаковые, делить было нечего. Когда подружка сестры вышла замуж, мы остались вдвоем.
Глубокоуважаемый вагоноуважатый!..
Поводом для нашей встречи послужили старые фотографии, которые читательница принесла в межпоселенческую библиотеку.
Нина Ивановна вспоминает: в 1947 году в городе стали поговаривать, что пустят трамваи. А потом расчистили рельсы, засыпанные песком и обломками строений (их восстанавливали до 1950 года), и чистота в городе была идеальная. Выучили первых вагоновожатых.
Когда заработали линии и пустили трамваи, Нина попала во второй поток обучения водителей, полгода прозанималась и – добро пожаловать в вагоновожатые! 70 лет назад села за контроллер первого своего трамвая, вот ещё одна круглая дата!
19-летней девушке эта работа показалась очень интересной. Мирного населения было мало, кругом одни солдаты: курсанты из школы юнг, артиллеристы, моряки (их часть была за мелькомбинатом), за железнодорожным мостом стоял полк…
У кого денег на проезд не было, ездили на буферах, а билет стоил 3 копейки. Снова вспомнилась старая история, рассказанная отцом, который учился в школе юнг, как одна женщина-кондуктор срывала с парней бескозырки и выкидывала, а юнги соскакивали с подножки и бежали за своими головными уборами – так тетка боролась с безбилетниками! Впрочем, это было позже, уже в начале 50-х.
Нина Афанасьева работала на разных маршрутах, куда поставят, а всего их было два: №№ 9 и 11. По Южному поселку трамваи ходили по маршруту современных автобусов №№13 и 14. У ветлечебницы было кольцо, депо возле мелькомбината.
Трамвайчики маленькие, когда они, бывало, сходили с рельсов, все пассажиры выходили из вагончика и помогали его устанавливать обратно:
– Это случалось часто, для такой оказии у нас имелась «лягушка» – толстая металлическая пластина, которую подкладывали под колеса, когда пара слетала с рельсов. Помню, однажды рано утром на остановке в Южном поселке в трамвай заскочил молодой человек, который опаздывал на поезд. И я хорошую скорость включила (а трамвай можно было разогнать до 70 км/час), и понесся наш вагон под горочку в районе ветлечебницы, где сейчас большой «Магнит», но кто-то с вечера гайку на рельсы положил. В общем с линии я выскочила, пролетела промежуток до дороги, и шоссе перегородила! Кондуктор упала на колени, закричала: «Караул»! А я – на тормоза, а колеса как на санках! Но не испугалась… Начальник приехал – посмотрел, нашел гайку, сказал только: «Хорошо гнала!» Пришлось трамвай машиной на рельсы затаскивать…
Тормозной путь у машины метров 10, а я однажды трамвай остановила вмиг. Машин тогда почти не было, вижу, одна притормаживает, а потом вдруг рванула через пути. Чувствую, что сейчас ей в бок врежусь, рванула сразу тормоз ручной, и вагон встал намертво за три метра до машины. Трамвай, как говорится, поднялся на «дыбки», все пассажиры, какие были на задней площадке, вылетели на переднюю. Ох, и мата я тогда выслушала: «Жаловаться будем, ты нас покалечить могла!» Но ведь никого не покалечила…
Когда в 1950 году перевели от нас 26-ю воинскую часть, все наши девушки-водители замуж повыскакивали, так полпарка сразу с военными и уехало. Опять вожатых стало не хватать, опять стали учить новых.
Вот и я тогда тоже замуж вышла и уволилась. Воинская часть мужа стояла за Крепостным мостом, ближе к горбольнице, он химиком числился, мы с ним, между прочим, в трамвае познакомились, – улыбается Нина Ивановна. – Мы ненадолго уехали, а потом вернулись. Когда уезжала, то каждую ночь снился Выборг…
Ольга НАБАТОВА
P.S. Уже совсем скоро в треугольном сквере на пересечении Пионерской и Крепостной улиц и Банковского проезда появится воссозданный Выборгский трамвай. Основа для установки трамвая готова: рельсы проложены. Сейчас идут работы по благоустройству территории сквера, проведена техническая подготовка к установке освещения. Рабочие укладывают брусчатку.
Читать все статьи автора Ольга Набатова
Читайте также
-
ЦУР Ленобласти предупреждает – количество фейков в регионе возросло
-
Школьная библиотека – не просто книгохранилище
-
Гостеприимство как профессия
-
В Выборге в рамках Дня правовой помощи детям обсудили насущные вопросы
-
Теперь и ВЦИОМ рассказал россиянам, что они счастливы
-
Нацпроект помогает увеличить производственные мощности