РУССКАЯ ДИАСПОРА В ФИНСКОМ ВИИПУРИ
Сегодня мы представляем нашим читателям статью заведующей отделом краеведения библиотеки Алвара Аалто Тамары КОРОБОВОЙ о жизни русскоязычного населения Выборга 1917-1939 годов.
К моменту провозглашения Финляндией независимости в декабре 1917 года на ее территории оказались три категории русских:
- немногочисленные пос- тоянные жители Суоми, проживавшие на территории Финляндии c 18 века, купцы и ремесленники, священники и медицинский персонал лазаретов гарнизонов русских войск;
- бывшие крепостные и их потомки — купцы и фабриканты, военные, рабочие и прислуга, работники разных профессий, а также присылаемые из Петербурга чиновники;
- "дачники" или летние жители, т. е. петербуржцы, у которых были дачи на Карельском перешейке.
Революция и гражданская война в России и Финляндии подняли вторую, наиболее крупную волну переселенцев, бежавших из России. К лету 1917 года количество русских увеличилось до 200 тысяч, включая 125-тысячный состав армейских частей, дислоцированных в Финляндии. В последующие годы число русских увеличилось на несколько тысяч за счет потока беженцев из России, в том числе за счет бежавших матросов в 1921 году после Кронштадтского мятежа ("кронштадтские беженцы"). С 1917 по 1921 года их официально именовали беженцами, а с 1922 года - эмигрантами, открыто выступающими против большевиков. Большинство политэмигрантов осело в Выборге, Хельсинки и Турку.
Подобная картина наблюдалась и в Выборге, признанном культурном центре, вторым по величине и значимости городе Финляндии. Изначально в Выборге обосновалась небольшая группа русских переселенцев первой волны 1809-1917 годов. В основном это были крепостные крестьяне, приехавшие вслед за своими хозяевами. Значительной частью переселенцев были купцы, чиновники, военные, православные священники. Именно в Выборге наблюдалась наибольшая концентрация русских в дореволюционной Финляндии — 6,5% населения города (или 60% всех русских Финляндии). После 1917 года в Выборг поступали беженцы из близлежащего Петербурга. Положение беженцев с самого начала процесса было крайне сложным как во всей Финляндии, так и в Выборге, Выборг с его многоязычным населением оставался интернациональным городом, что облегчало адаптацию беженцев. Среди русских эмигрантов бытовало такое мнение, что Выборг хранит в своих старых стенах русскую душу.
Беженцы из большевистской России попали в жерло гражданской войны в Финляндии, в которой наряду с междоусобными разборками насаждалась ненависть к русским, вплоть до физического уничтожения. Люди прибывали без каких-либо средств к существованию. Многим приходилось распродавать свое имущество. Большинство из новоприбывших не думали оставаться надолго, полагая, что большевиков вскоре изгонят, и они вернутся домой. Русские беженцы стали в тягость.
У финнов появилась боязнь, что с беженцами в страну проникнут большевистские элементы и сторонники монархии. Одна из газет Финляндии, выражающая мнение широких и правящих слоев финского общества, писала 28 декабря 1918 г.: "Наша страна по своему политическому и экономическому положению не может быть рассматриваема как убежище для всех, желающих покинуть Россию. Не может быть и вопроса о том, чтобы прямые враги нашего общества и свободы получали здесь защиту и кров". С окончанием гражданской войны физическое уничтожение русских в Финляндии прекратилось, но желание финского правительства избавиться от русского населения и беженцев никуда не исчезло. Тем не менее, финны предоставили российским беженцам возможность попасть в страну. Обосновывалось это соображениями формирования благоприятного международного имиджа Финляндии. Антирусская компания проводилась в финской прессе, где зачастую даже звучали призывы к уничтожению русских. В условиях тяжелого послевоенного положения страны и трудностей с продовольствием и жильем финны с большим беспокойством относились к беженцам, которые, по их мнению, лишь усугубляли экономическую ситуацию в Финляндии. Опасались финны и за свои рабочие места. И в 1920-х годах в Финляндии действительно существовало довольно серьезная проблема этнической нетерпимости в отношении русских, которая не только сломала судьбы сотен оказавшихся в Финляндии бывших российских подданных, но и создавала напряженность в советско-финских отношениях.
Когда в 1921 году в Финляндию эвакуировались участники Кронштадтского восстания, финская пресса резко выступила против размещения беженцев в сельской местности, опасаясь, что русские смешаются с местным финским населением. В результате кронштадтцы были размещены в нескольких лагерях вблизи Выборга с весьма строгими условиями содержания. В объятом революцией и трагическими событиями гражданской войны Выборге отношение к беженцам в основном было негативное: финны к ним отнеслись настороженно. Что же касается отношения к беженцам русских старожилов, то далеко не все испытывали симпатии к вновь прибывшим из России: слишком разные у них были интересы и цели. Для оседлых русских торговцев и предпринимателей, которые успешно вели свои дела, также наступили не лучшие времена. Число их клиентов с выездами бывших российских подданных из Финляндии резко сократилось, традиционные торговые связи с Петроградом оборвались. Некоторые из прежде процветавших купцов разорились и лишились своей собственности. Они не видели для себя пользы и в политической активности беженцев. И, тем не менее, беженцам оказывалась благотворительная помощь, как со стороны государства, частных организаций, так и отдельных людей, как финнов, так и русских. Ситуация диктовала необходимость создания объединений, которые могли бы оказывать выходцам из России не только материальную и правовую, но и моральную поддержку, выполнить функции объединяющих центров, очагов русской культурной жизни. Русских беженцев, несмотря на сложившуюся жизнь, занимали не только материальные проблемы: люди образованные, они стремились к духовно насыщенной жизни.
Уже в октябре 1918 года в Выборге был образован "Особый комитет по делам русских в Финляндии", ставший связующим звеном между русскими беженцами и официальными властями страны. Он занимался организацией социальной помощи и оказанием консульских услуг. Из оседлых русских и эмигрантов возникла русская диаспора в Финляндии, значительная часть которой обосновалась в Выборге. Были образованы различные общества и кружки, В 1918 году была основана "Русская колония в Финляндии", которая действовала на протяжении всего межвоенного периода. Целью общества было "объединение проживающих в Финляндии русских эмигрантов и лиц русской национальности на началах культурных, национальных и экономических". Его более конкретные задачи заключались в следующем: "Организация всяких видов материальной взаимопомощи и содействие возникновению профессиональных, спортивных и др. объединений; создание и поддержка различных культурно-просветительских начинаний, помощь благотворительная, правовая, сближение с финляндским народом путем взаимного изучения культуры и общих интересов. Русские выборжане активно участвовали в деятельности общества. Коллективным членом "Русской колонии" было Выборгское педагогическое общество. В конце того же года возник также "Временный комитет по защите интересов российских граждан, находящихся в Финляндии". Основной целью этого комитета была забота об имуществе российских граждан, в том числе тех, чья собственность оказалась без присмотра. "Старые русские" старались беженцам помочь в рамках благотворительной деятельности через организованное "Русское благотворительное общество", которое являлось выборгским отделом Гельсинфоргского. Члены общества оказывали помощь эмигрантам, укрепляли позиции укоренения и развития русской культуры в Финляндии. Русская диаспора в Выборге с 1918 года давала благотворительные концерты, спектакли в пользу детского приюта Выборгского благотворительного общества.
Большую роль в оказании помощи русским эмигрантам играло Объединение земских и городских деятелей "Земгор", основанное еще до революции 1917 года. "Земгором" было открыто бюро по трудоустройству в Выборге, организована продажа изделий, изготовленных эмигрантами, выдавались стипендии учащимся, поддерживались школы и приюты, в течение некоторого времени поддерживалась издательская деятельность. Для оказания международной помощи беженцам в Выборге была образована "Комиссия по продовольственным запасам Американского Красного Креста". В апреле 1922 года на базе комиссии был организован "Государственный центр помощи беженцам".
Адаптация выходцев из России в Финляндии, их интеграция в местную жизнь проходили с немалым трудом. Немногим эмигрантам удавалось получить работу в соответствии с их профессиональной подготовкой. Существенную помощь и поддержку оказывали вновь прибывшим оседлые купцы и предприниматели, которые еще в 19 веке организовались в "Выборгское купеческое об- щество". Русская купеческая среда в Выборге отличалась благотворительностью, которая не прекращалась и после революции, и в 20-30-е годы. Деятельность общества имела аполитичный характер. Помимо заботы о профессиональных интересах своих членов, об-щество вносило свой вклад в поддержание культурной жизни русской эмиграции. Важную роль в трудоустройстве беженцев играли фирмы, которые были основаны русскими или связаны своим происхождением с Россией. В Выборге такими предприятиями были концерн Ф.И. Сергеева, состоявший из табачной фабрики, пивоваренного завода, текстильной и колониальной торговли; лесопромышленный завод Жаворонковых; конфетные фабрики Кулаковых и Васильевых "Койтто"; огородное дело Пековых и Наумовых, фирмы Маркеловых; Никитиных, Храбровых, Пименовых. Русских также принимали на работу на лесопильню Векрот-Ниеми.
(Продолжение в следующем выпуске выходного дня)
К моменту провозглашения Финляндией независимости в декабре 1917 года на ее территории оказались три категории русских:
- немногочисленные пос- тоянные жители Суоми, проживавшие на территории Финляндии c 18 века, купцы и ремесленники, священники и медицинский персонал лазаретов гарнизонов русских войск;
- бывшие крепостные и их потомки — купцы и фабриканты, военные, рабочие и прислуга, работники разных профессий, а также присылаемые из Петербурга чиновники;
- "дачники" или летние жители, т. е. петербуржцы, у которых были дачи на Карельском перешейке.
Революция и гражданская война в России и Финляндии подняли вторую, наиболее крупную волну переселенцев, бежавших из России. К лету 1917 года количество русских увеличилось до 200 тысяч, включая 125-тысячный состав армейских частей, дислоцированных в Финляндии. В последующие годы число русских увеличилось на несколько тысяч за счет потока беженцев из России, в том числе за счет бежавших матросов в 1921 году после Кронштадтского мятежа ("кронштадтские беженцы"). С 1917 по 1921 года их официально именовали беженцами, а с 1922 года - эмигрантами, открыто выступающими против большевиков. Большинство политэмигрантов осело в Выборге, Хельсинки и Турку.
Подобная картина наблюдалась и в Выборге, признанном культурном центре, вторым по величине и значимости городе Финляндии. Изначально в Выборге обосновалась небольшая группа русских переселенцев первой волны 1809-1917 годов. В основном это были крепостные крестьяне, приехавшие вслед за своими хозяевами. Значительной частью переселенцев были купцы, чиновники, военные, православные священники. Именно в Выборге наблюдалась наибольшая концентрация русских в дореволюционной Финляндии — 6,5% населения города (или 60% всех русских Финляндии). После 1917 года в Выборг поступали беженцы из близлежащего Петербурга. Положение беженцев с самого начала процесса было крайне сложным как во всей Финляндии, так и в Выборге, Выборг с его многоязычным населением оставался интернациональным городом, что облегчало адаптацию беженцев. Среди русских эмигрантов бытовало такое мнение, что Выборг хранит в своих старых стенах русскую душу.
Беженцы из большевистской России попали в жерло гражданской войны в Финляндии, в которой наряду с междоусобными разборками насаждалась ненависть к русским, вплоть до физического уничтожения. Люди прибывали без каких-либо средств к существованию. Многим приходилось распродавать свое имущество. Большинство из новоприбывших не думали оставаться надолго, полагая, что большевиков вскоре изгонят, и они вернутся домой. Русские беженцы стали в тягость.
У финнов появилась боязнь, что с беженцами в страну проникнут большевистские элементы и сторонники монархии. Одна из газет Финляндии, выражающая мнение широких и правящих слоев финского общества, писала 28 декабря 1918 г.: "Наша страна по своему политическому и экономическому положению не может быть рассматриваема как убежище для всех, желающих покинуть Россию. Не может быть и вопроса о том, чтобы прямые враги нашего общества и свободы получали здесь защиту и кров". С окончанием гражданской войны физическое уничтожение русских в Финляндии прекратилось, но желание финского правительства избавиться от русского населения и беженцев никуда не исчезло. Тем не менее, финны предоставили российским беженцам возможность попасть в страну. Обосновывалось это соображениями формирования благоприятного международного имиджа Финляндии. Антирусская компания проводилась в финской прессе, где зачастую даже звучали призывы к уничтожению русских. В условиях тяжелого послевоенного положения страны и трудностей с продовольствием и жильем финны с большим беспокойством относились к беженцам, которые, по их мнению, лишь усугубляли экономическую ситуацию в Финляндии. Опасались финны и за свои рабочие места. И в 1920-х годах в Финляндии действительно существовало довольно серьезная проблема этнической нетерпимости в отношении русских, которая не только сломала судьбы сотен оказавшихся в Финляндии бывших российских подданных, но и создавала напряженность в советско-финских отношениях.
Когда в 1921 году в Финляндию эвакуировались участники Кронштадтского восстания, финская пресса резко выступила против размещения беженцев в сельской местности, опасаясь, что русские смешаются с местным финским населением. В результате кронштадтцы были размещены в нескольких лагерях вблизи Выборга с весьма строгими условиями содержания. В объятом революцией и трагическими событиями гражданской войны Выборге отношение к беженцам в основном было негативное: финны к ним отнеслись настороженно. Что же касается отношения к беженцам русских старожилов, то далеко не все испытывали симпатии к вновь прибывшим из России: слишком разные у них были интересы и цели. Для оседлых русских торговцев и предпринимателей, которые успешно вели свои дела, также наступили не лучшие времена. Число их клиентов с выездами бывших российских подданных из Финляндии резко сократилось, традиционные торговые связи с Петроградом оборвались. Некоторые из прежде процветавших купцов разорились и лишились своей собственности. Они не видели для себя пользы и в политической активности беженцев. И, тем не менее, беженцам оказывалась благотворительная помощь, как со стороны государства, частных организаций, так и отдельных людей, как финнов, так и русских. Ситуация диктовала необходимость создания объединений, которые могли бы оказывать выходцам из России не только материальную и правовую, но и моральную поддержку, выполнить функции объединяющих центров, очагов русской культурной жизни. Русских беженцев, несмотря на сложившуюся жизнь, занимали не только материальные проблемы: люди образованные, они стремились к духовно насыщенной жизни.
Уже в октябре 1918 года в Выборге был образован "Особый комитет по делам русских в Финляндии", ставший связующим звеном между русскими беженцами и официальными властями страны. Он занимался организацией социальной помощи и оказанием консульских услуг. Из оседлых русских и эмигрантов возникла русская диаспора в Финляндии, значительная часть которой обосновалась в Выборге. Были образованы различные общества и кружки, В 1918 году была основана "Русская колония в Финляндии", которая действовала на протяжении всего межвоенного периода. Целью общества было "объединение проживающих в Финляндии русских эмигрантов и лиц русской национальности на началах культурных, национальных и экономических". Его более конкретные задачи заключались в следующем: "Организация всяких видов материальной взаимопомощи и содействие возникновению профессиональных, спортивных и др. объединений; создание и поддержка различных культурно-просветительских начинаний, помощь благотворительная, правовая, сближение с финляндским народом путем взаимного изучения культуры и общих интересов. Русские выборжане активно участвовали в деятельности общества. Коллективным членом "Русской колонии" было Выборгское педагогическое общество. В конце того же года возник также "Временный комитет по защите интересов российских граждан, находящихся в Финляндии". Основной целью этого комитета была забота об имуществе российских граждан, в том числе тех, чья собственность оказалась без присмотра. "Старые русские" старались беженцам помочь в рамках благотворительной деятельности через организованное "Русское благотворительное общество", которое являлось выборгским отделом Гельсинфоргского. Члены общества оказывали помощь эмигрантам, укрепляли позиции укоренения и развития русской культуры в Финляндии. Русская диаспора в Выборге с 1918 года давала благотворительные концерты, спектакли в пользу детского приюта Выборгского благотворительного общества.
Большую роль в оказании помощи русским эмигрантам играло Объединение земских и городских деятелей "Земгор", основанное еще до революции 1917 года. "Земгором" было открыто бюро по трудоустройству в Выборге, организована продажа изделий, изготовленных эмигрантами, выдавались стипендии учащимся, поддерживались школы и приюты, в течение некоторого времени поддерживалась издательская деятельность. Для оказания международной помощи беженцам в Выборге была образована "Комиссия по продовольственным запасам Американского Красного Креста". В апреле 1922 года на базе комиссии был организован "Государственный центр помощи беженцам".
Адаптация выходцев из России в Финляндии, их интеграция в местную жизнь проходили с немалым трудом. Немногим эмигрантам удавалось получить работу в соответствии с их профессиональной подготовкой. Существенную помощь и поддержку оказывали вновь прибывшим оседлые купцы и предприниматели, которые еще в 19 веке организовались в "Выборгское купеческое об- щество". Русская купеческая среда в Выборге отличалась благотворительностью, которая не прекращалась и после революции, и в 20-30-е годы. Деятельность общества имела аполитичный характер. Помимо заботы о профессиональных интересах своих членов, об-щество вносило свой вклад в поддержание культурной жизни русской эмиграции. Важную роль в трудоустройстве беженцев играли фирмы, которые были основаны русскими или связаны своим происхождением с Россией. В Выборге такими предприятиями были концерн Ф.И. Сергеева, состоявший из табачной фабрики, пивоваренного завода, текстильной и колониальной торговли; лесопромышленный завод Жаворонковых; конфетные фабрики Кулаковых и Васильевых "Койтто"; огородное дело Пековых и Наумовых, фирмы Маркеловых; Никитиных, Храбровых, Пименовых. Русских также принимали на работу на лесопильню Векрот-Ниеми.
(Продолжение в следующем выпуске выходного дня)