РУССКАЯ ДИАСПОРА В ФИНСКОМ ВИИПУРИ

(Начало в № 74) Одним из самых крупных и наиболее известных благотворителей  был Федор Иванович Сергеев.  Он  обеспечивал работой  на Карельском перешейке   половину всех русских.  Сергеев основал в Выборге табачную фабрику,  выкупил  и модернизировал пивоваренный завод, владел также мыловаренными заводами. Федор Иванович Сергеев, коммерции советник, член городского муниципалитета, был почетным членом Выборгского отдела "Русского благотворительного общества в Финляндии". Человек очень деловой и успешный в бизнесе, он прославился своим безграничным милосердием.  Федор Иванович выделял огромные денежные средства различным учреждениям, обществам, частным лицам. Обладая огромным состоянием, он имел более ценные качества  – чувство   сострадания к людям и любви к родному городу.  Он придавал огромное значение организации русского образования в Выборге,  был членом дирекции выборгских начальных училищ и многих других комитетов и комиссий. На его пожертвования, главным образом, существовал  Выборгский Русский реальный лицей и местная народная школа; полмиллиона марок выделил он и в фонд основания высшей школы в Выборге, кроме того, он оплачивал обучение неимущих учеников, семьи которых не имели возможности платить за образование. Особенно неоценимой его помощь была в годы гражданской войны в Финляндии, когда субсидии от государства в образование поступали крайне неравномерно и преподаватели не могли себе позволить заниматься с учениками бесплатно, так как зарплата учителей  оставляла желать лучшего. Среди населения увеличилось число неимущих. Русские школы закрывались, преподавание на русском языке не велось. Школы существовали только благодаря его поддержке, он вносил плату за отопление, учебники и пр. Как человек православный, Ф.И. Сергеев много средств передавал церквям. На его  пожертвования  была построена Церковь Всех Святых  на Ристимякском приходском кладбище. Он оказывал помощь русским семьям, отдельным людям. Не оставались без поддержки спортивные общества, любители драматического искусства и просто попавшие в беду люди. Федор Иванович был дружен с творческой интеллигенцией и, конечно же, оказывал помощь людям искусства. В частности, он дружил и всячески помогал  Илье Ефимовичу Репину и его сыну Юрию, русским художникам, находящимся в эмиграции, словом, он помогал всем и всегда.

Александр Васильевич Жаворонков, коммерции советник, продолжил благотворительные традиции русского купечества: был членом Выборгского отдела "Русского благотворительного общества", состоял в "Попечительском Комитете о русских бедных", был выбран вместе с женой Ольгой Васильевной в Церковный совет. Ольга Васильевна  возглавляла Русский Дамский кружок, который, как и Комитет, был создан приходом Спасо-Преображенского собора. Супруги Жаворонковы оказывали неоценимую помощь и защиту   русским жителям Выборга в трагические годы гражданской войны в Финляндии, возглавив Русскую комиссию "для оказания всестороннего содействия и защиты проживающим в Выборге русских, главы которых пали жертвами гражданской войны в Финляндии, для устройства их дел и возможной их эвакуации".

Среди членов комиссии были коммерции советник Ф. И. Сергеев, его зять полковник В.В. Уперов, купец П.Д. Маркелов. "Русское купеческое общество" также  устраивало благотворительные концерты  с участием Фриды Сергеефф,  невестки Ф.И. Сергеева. Ставились и с успехом проходили оперы, театральные спектакли, концерты русской, финской музыки. Средства, вырученные от балов, вечеров и концертов распределялись в помощь детям беженцев,  малоимущим и для поддержки эмигрантов из России. Среди организаторов и участников благотворительных мероприятий  встречались знакомые имена Ф.И. Сергеева, его сыновей, Юрия Репина, О.В. Жаворонковой.

В Выборге при православном приходе  существовало "Выборгское культурно-просветительское общество". В правление общества входил бывший военный прокурор генерал С.Ц. Добровольский – видный общественных деятелей "беженского призыва".  Он был известен  в   Выборге  и Гельсингфорсе как талантливый лектор. Уже в мае 1921 года он вошел в инициативную группу "Союза трудовой интеллигенции Выборгской губернии", ставившую цель "объединить беженцев для трудовой взаимопомощи, чтобы общими усилиями дать возможность каждому найти работу". Он же был секретарем существовавшего в 1923 г. Комитета  русских  организаций в Финляндии по оказанию помощи голодающим в России.

Сформировавшаяся русская диаспора Выборга стала   центром культурной жизни. После революции и в начале 20-х годов Выборг опережал Хельсинки  по наличию талантов. В городском театре в 20-е годы были поставлены оперы "Пиковая дама" и "Евгений Онегин". Здесь выступали все знаменитости  русской  Финляндии: мастера балетной сцены и вокального искусства А. Сакселин, М. Пайшева, Г. Ге, О. Сальми,  Н. Бегичев, Е. Никитина, Л. Нифонтова, Б. Левицкий...  Русская диаспора нуждалась в своем печатном органе, и вскоре он появился:  в марте 1918 году начала выходить газета "Голос русской колонии". И в 30-е годы  как общественная,  так и культурная жизнь  в   Выборге   была не менее насыщена,  чем в Хельсинки. Парижская газета "Возрождение" писала о русской культурной деятельности в Выборге: "Достойно внимания и поощрения упорство, с которым организаторы стараются поддержать культурную жизнь." Неизменную популярность  в   Выборге  и Гельсингфорсе имела местная певица, "выборгский соловей" Фрида Сергеева, отметившая в 1936 года 25-летие своей артистической карьеры. В отличие от 20-х годов   Выборг становится  центром русского печатного слова. В 1933 года в городе начал выходить литературно-общественный ежемесячник "Журнал Содружества". Выборгский журнал вначале ставил скромные задачи:

"...поддерживать и защищать  русскую  школу".

Редакция подчеркивала, что "Журнал Содружества" – "вне всякой политики, группирует вокруг себя  русских  людей, не желающих забыть родной язык и родную русскую  культуру, забыть, что они  русские". Основателем нового журнала стало Содружество бывших учащихся Выборгского  Русского  реального лицея.  Ответственным редактором его стал  инженер-механик Ф.В. Уперов, затем – его брат Игорь Уперов. Эта фамилия была известна  в   Выборге. Их отца полковника В.В. Уперова, зятя коммерции советника Ф.И. Сергеева, знали как одного из самых активных и уважаемых общественных деятелей. Идея создания подобного журнала принадлежала именно ему.

В числе сотрудников журнала были  архитектор А.Ф. Аленев, профессор П.В. Акимов, профессор А.Д. Руднев, директор лицея В.И. Рейхерт, педагог  И.М. Карпинский, ученый-лесовод А.В.Сапожников, художник С.С. Добровольский. Среди русских литераторов, живших в Финляндии и печатавшихся в Журнале Содружества,  одним из наиболее одаренных участников была Вера Сергеевна Булич. Оригинальный и самобытный поэт, Булич постоянно выступала на страницах выборгского ежемесячника. Осенью 1918 года Вера Булич покинула Петроград и поселилась с матерью, старшей сестрой и двумя братьями на даче в Куолемаярви (Красная Долина) на Карельском перешейке. В 1924 году она получила место в Славянском отделе библиотеки Хельсинкского университета и проработала там более 20 лет.

Известным сотрудником журнала  был Северин Добровольский, сын генерала С.Ц. Добровольского. Он почти три года являлся представителем "Журнала Содружества" в Гельсингфорсе. В течение трех лет список зарубежных авторов выборгского издания вырос заметно. В нем печатались парижане – Константин Бальмонт, Ант. Ладинский, Юрий Терапиано, София Прегель, Юрий Мандельштам; Илья Голенищев-Кутузов, Зинаида Шаховская. Сотрудничал в журнале  В. Семенов-Тян-Шанский, сын знаменитого русского географа. В последние три года на страницах ежемесячника практически не появлялись статьи о жизни в Советском Союзе, журнал приобрел черты чисто художественно-литературного издания. С января 1937 года к выпуску ежемесячника подключилось Выборгское культурно-просветительное общество, ставшее с декабря того же года единственным его издателем. Выходил  в   Выборге  в 1933–1935 гг. и журнал "Клич". Он заявил о себе как об "органе национального освобождения под флагом национальной диктатуры" и призвал "к единению для активной борьбы с коммунизмом". "Клич" открыто выступал в поддержку фашизма.

Нельзя не сказать, что в 30-е годы фашизм частью эмиграции рассматривался как "единственная и последняя страховка от коммунизма".  "Журнал Содружества" также уделил внимание новому изданию. Под давлением СССР финские власти в 1935 году запретили "Клич", выпуск журнала был продолжен в Бельгии.

Уже в 20-е годы внутри русской диаспоры проявились противоречия. Не всех устраивало руководство "Русской колонии". Деятельность двух объединений – "Русского купеческого общества" и "Русской колонии" – протекала параллельно: каждое имело свою библиотеку, свое клубное помещение, свой ресторан. Отличало их то, что первое основали "старые" русские, во второе же входили в основном представители беженского сообщества, и оно объединяло разные по направленности работы организации. Купеческое общество сторонилось политики, руководство же "Русской колонии" не скрывало своей антибольшевистской позиции. В 30-е годы  в Финляндии и в Выборге действовало значительное количество русских организаций: продолжали функционировать ранее созданные,  создавались новые.  Более активно проявляло себя в 30-е годы беженское объединение, что объясняется "молодостью" этой части диаспоры. Работа Русского купеческого общества постепенно свертывалась. В начале 1938 года, как и во всем зарубежье, русское население в Финляндии в целом и политическая эмиграция в частности не отличались единством рядов. В 30-е годы вступало в жизнь поколение,  выросшее в диаспоре. Для выборгской молодежи остро вставал вопрос дальнейшей жизни. Начался отток молодежи и творческой интеллигенции из  Выборга в Гельсингфорс на заработки, но тем не менее Выборг оставался средоточием как  русского  предпринимательства, так и культурной жизни  диаспоры. Именно в это время  появляется символика Града Китежа как образа навеки исчезнувшей России:

Россия,  Россия -
наш Китеж-град,
Сокрывшийся
в глуби подводной.
Над нею года
неизбывных утрат
Сомкнулись
водою холодной.-

писала поэтесса Вера Булич, одна из ярких представителей русской диаспоры.

(Окончание в следующем выпуске выходного дня)

Читайте также