Роберт Городецкий: «Просто хороший год»

Роберт Городецкий: «Просто хороший год»
927
Каждый может отогреться на выступлении и взять на память бумажное алое сердце / Фото из личного архива Роберта Городецкого

Однажды в 2021 году жизнь познакомила меня с очень интересным и талантливым человеком одним из лицедеев, клоуном мирового уровня. Эта встреча случилась благодаря работе на телевидении.

Я была в гостях у замечательной цирковой актрисы Ларисы Линер, весело проводила время с ее четвероногим семейством, с опаской поглядывая на гуся Роберта, который все время норовил меня схватить за джинсы, и вдруг появился тот, в честь кого был назван молодой гусь замечательный и добрый клоун Роберт Городецкий.

Загадала ли я желание между двумя Робертами? Конечно, и верю, что оно обязательно исполнится. А месяц спустя в очень уютной атмосфере мы пили итальянский кофе в небольшой квартире Роберта на Гражданском проспекте. Он рассказывал о жизни, показывал фокусы и все время вспоминал, в каком году случилось то или иное событие:

 «Какой же это был год, Роберт?», спрашивала я. И он, не задумываясь, отвечал: «Хороший».

 В январе 2022 года я побывала на «Снежном шоу» Вячеслава Полунина и в конце выступления Роберт со сцены дарил сердца в зал. Я вспомнила свой большой резиновый красный телефон из детства. Теплые воспоминания солнечного города. Значит, это будет точно хороший год.

О жизни, об умении любить, служить людям и об искусстве клоунады в интервью с Робертом Городецким.

Фото из личного архива Роберта Городецкого

Роберт, расскажите, пожалуйста, как Вы стали клоуном? Вам помогали в выборе профессии родители?

Клоун – это не профессия, а призвание. Им нужно родиться. И я шел к этому, читал огромное количество книг, размышлял. Мой отец работал театральным художником, а мама – в торговле. Родители все время думали, как прокормить семью, ведь времена были очень непростые. Я, конечно, доставлял им немало хлопот. В школе учился неважно. Меня два раза выгоняли из пионеров. Только немного повзрослев, я решил взяться за ум, поступил в техническое училище на базе Кировского завода и стал специалистом по отоплению и вентиляции.

Помню один смешной случай в училище – мне нужно было выступать, я залез на трибуну, которая очень подозрительно шаталась и вместе с графином воды полетел вниз. Наверное, тогда я и решил стать клоуном! Но если честно, моя мечта была стать велофигуристом. Отец думал, что из меня получится художник. А оказалось, что в жизни мне пригодилось все, ведь даже реквизит для выступлений я делаю сам, изобретая оригинальные вещи из простых подручных средств. Самое главное, что я наделяю их талантом жить и служить зрителю.

Расскажите о Ваших кумирах в юности.

Как и все я любил Чаплина, но позже, когда стал сознательно понимать смысл клоунады, я обратил внимание на интеллигентного клоуна, который никогда не смеялся – на Бастера Китона.

Полным откровением стало для меня выступление в концертном зале у Финляндского вокзала одного из основоположников философской пантомимы – Марселя Марсо. Тогда я понял, что клоун может говорить своим сердцем и глазами. Он становится своеобразным оберегом для зрителя, хранителем тайны прошлого, настоящего и будущего. Я много раз ходил на выступления Марселя Марсо, и он был всегда невозмутим!

В годы Вашей молодости люди любили ходить в цирк?

В цирк ходили всегда. В 60-е годы зрители очень любили клоунов Константина Мусина и Константина Бергмана. Костя Мусин – клоун и акробат. Такие трюки, которые он исполнял, сейчас мало, кто сможет повторить. Например, он подпрыгивал на шестиметровой бамбуковой палке.

 Я также очень любил буффонадных клоунов, безмерно уважал Константина Петровича Вяткина, который принимал участие во фронтовых цирковых бригадах, обожал талантливых Юрия Никулина и Олега Попова. У каждого из них – свой индивидуальный стиль и почерк. Они все разные и это чудесно.

Расскажите, о вашей жизни в Лицедеях

Сначала мы просто собирались и дурачились, наш театр начал свою работу в 1968 году. В 1983 году состоялась премьера пантомимы «Blue Canary», ставшей одним из самых известных номеров «Лицедеев». В 2021 году этому номеру исполнилось 40 лет.

В Лицедеях я быстро стал Папой – после выступлений накрывал стол для всех, предварительно покупал сладости к чаю. Папа – значит заботливый.

И сегодня мы дарим радость зрителям – выступаем для взрослых и самых маленьких. Каждый находит свое. Взрослый вспоминает свой опыт и видит в клоуне знакомые черты. Маленький открывает необыкновенный мир добра, который со сцены уверенно шагает в зал, раскрывая свои объятья. Каждый может отогреться на выступлении и взять на память бумажное алое сердце.

Какой же смысл нашего диалога со зрителем? Жизнь – это череда добрых событий, главное это увидеть и положить в свой багаж самое ценное. Ну, а клоуном нужно родиться. Просто взять и родиться.

Видно, что вы получаете огромное удовольствие от общения со зрителями. Что для Вас главное в работе?

Я всегда выходил на сцену и не думал, сколько мне за это заплатят. Я просто счастлив выступать перед людьми. Для меня очень важна внутренняя свобода.

У Лицедеев после концерта вся сцена в цветах – словно яркий ковер. Однажды нам принесли на сцену коробку, а внутри курица! Еще одна актриса оказалась!

Лицедеи – контактные клоуны, мы всегда взаимодействуем со зрителями, бегаем по залу, обливаем гостей водой. От нас не уходят, к нам возвращаются с положительными эмоциями и со своими детьми.

Для меня самое главное в работе – это быть там, где я должен находиться, вне зависимости от жизненных событий, а они случались и весьма печальные, как смерть моей жены.… Но я шел на сцену, понимая, что меня там ждут, а значит все имеет свое продолжение.

А с чем для Вас ассоциируется хороший новый год?

Например, с шоколадным набором елочных игрушек, который я однажды купил на гастролях в Чехословакии. Помню, как наряжал елочку в купе поезда. Добрые воспоминания – это тоже подарки из прошлого. К хорошему новому году нужно подготовиться заранее.

Как вы относитесь к жизненным трудностям?

Я всего в жизни добиваюсь сам и многому учусь у людей. Благодаря профессии мне удалось увидеть разные страны и города, посмотреть, как там живут, чем занимаются, что любят.

Итальянцы тебя еще не увидели, а уже смеются, французы ждут, когда ты их начнешь развлекать, а американцы хохочут над всем.

Однажды я снимался в фильме Збигнева Рыбчинского «Оркестр» и стал номинантом на премию «ЭММИ». Это был удивительный опыт, ведь я был в этом фильме самим собой…

Очень многому меня научил номер с зеркалом. Зеркало напоминает световой коридор. Попробуй найти свое, ведь клоунада – это философия, неуловимый смысл бытия и мгновение вечности.

Я считаю, что при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком и оптимистом, но клоун может грустить, чтобы стать настоящим, чтобы иногда снова родиться.

Что для вас значит семья? Близкие и доверительные отношения помогают в творчестве?

Ребенок – главный смысл жизни. Муж и жена должны поддерживать друг друга при любых обстоятельствах. Моя семья, друзья и единомышленники всегда рядом со мной, а если кто-то хочет уйти – я отпускаю.

В мире очень много добра и теплоты, особенно когда ты в это веришь. Будьте счастливы и не забывайте свои корни! Это будет хороший год!

Беседовала Наталья Костенко

Фото из личного архива Роберта Городецкого

Читайте также