РЖД в миниатюре – на станции Выборг

РЖД в миниатюре – на станции Выборг
1591
РЖД в миниатюре – на станции Выборг

…Через этот железнодорожный переезд не ездят машины, при открытом шлагбауме на территорию учебного полигона могут пройти лишь пешеходы, да и то не все.

Ключевые элементы железнодорожного переезда, участки пути и их составные части, схемы, стенды, действующие макеты и другое оснащение объекта чрезвычайно важно для ежемесячной отработки и закрепления профессиональных знаний и навыков работниками железных дорог.

В чистом поле

Современный учебный полигон на станции Выборг создан совсем недавно. Вход на его территорию оформлен красно-белым шлагбаумом.

– Здесь проходят обучение дежурные по переезду. Можно видеть переездный настил двух видов. Обязательный элемент объекта – планка нижнего габарита; в случае, если у подвижного состава имеется деталь ниже, чем рельс, при проезде переезда он ломает эту планку. Дежурный видит это и сообщает о неисправности локомотивной бригаде, – рассказывает о первом из участков учебного полигона главный инженер Выборгской дистанции пути Константин ИВАНОВ.

Ещё будучи дорожным мастером он участвовал в строительстве данной тренировочной площадки на месте, где ещё год назад был необитаемый участок.

– Целью было сделать на станции Выборг учебный полигон, чтобы здесь могли заниматься путейцы, вагонники, специалисты дистанции сигнализации и связи, дежурные по переезду, бригадиры, дорожные мастера, монтёры пути. Сюда могут приезжать для обучения и работники соседних дистанций.

Всегда готов!

Для поддержания знаний специалистов в актуальном состоянии, раз в месяц каждый из них должен посетить  занятия на полигоне по одной или нескольким темам. Преподавателями выступают начальник дистанции пути и его заместители по текущему содержанию, по капитальным работам, главный инженер, а также специалисты по обучению кадров с большим профессиональным опытом, знающие и умеющие всё.

– У нас есть годовой план, а также план каждого занятия, к примеру, на тему неисправности стрелочного перевода или организации ремонтных работ на переезде. Всё здесь можно изучить, опробовать.  После освоения  материала предусмотрен экзамен.

Если задуматься?

О наличии устройства заграждения переезда (УЗП) обычные водители узнают при подъезде к объекту по надписи «переезд оснащён автоматическими барьерами». Знать о составных частях этого сложного механизма, обеспечивающего безопасность и автомобильного, и железнодорожного транспорта, должны специалисты по обслуживанию переездов дистанции пути.

Не всякий пассажир или провожающий знает, что пути бывают приёмо-отправочными и тупиковыми. Первые предназначены для прибытия и отправления поездов. Вторые могут быть задействованы и в случае нештатной ситуации:

– У тупикового упора есть свои очертания из насыпи песка и щебня, завершающейся двумя шпалами со специальными обозначениями. Он сконструирован так, что если направить в тупик неконтролируемый поезд, упор должен удержать либо амортизировать неисправный состав.

Вагонная тележка предназначена для обучения, как читатель может догадаться, вагонников. Её ключевые элементы – пружины, колёсные пары, тормозная система и другие – выделены цветом. Перед отправкой поезда рабочие простукивают крышки букс. Звук должен быть глухим, что свидетельствует о достаточном количестве смазки и об исправности данного узла ходовой части вагона. В противном случае букса будет нагреваться, что может привести, в конечном счёте, к аварии.

– Колёсную пару без смазки может заклинить, она пойдёт юзом. Но это полбеды…её может развернуть, и тогда сход неизбежен. Вагонники осматривают составы перед каждым отправлением; они обязательно оценивают работоспособность тормозной системы. После осмотра они составляют справку, без которой машинист не может начать движение.

Требует бдительности

Вдоль путей можно видеть разные дорожные знаки. Их намного меньше, чем в ПДД, но все железнодорожники обязаны их чётко знать и руководствоваться при работе. К примеру, зелёный прямоугольник (как и в случае с зелёным сигналом светофора на автомобильной дороге) означает, что путь свободен, можно разгоняться. Жёлтый призывает к осторожности, красный, соответственно, предупреждает об опасности.

Знак «свисток» устанавливается перед переездами либо в кривых участках пути, и локомотивная бригада при виде этого знака должна дать гудок. Это предупредительный сигнал для машин, пересекающих неохраняемый переезд, или рабочих, выполняющих ремонт на изогнутом участке.

Есть знаки, предназначенные для снегоочистительных машин, работающих в зимнее время. Чтобы не зацепить препятствие, без помех проследовать переезд или стрелочный перевод при этом знаке нужно поднять так называемый нож и сложить снегоуборочные «крылья».

На полигоне имеются стенды, на которых представлено устройство пути, способы крепления рельса и шпалы. Любопытно, что в случае с деревянными шпалами иногда применяется деревянный шуруп. Он как бы пломбирует старое отверстие в древесине. А железобетонные шпалы, оказывается, бывают разными.

– В шпалы анкерного рельсового скрепления монолитно встроено крепежное устройство. Мы его разобрали, чтобы показать монтёрам пути и мастерам, как он выглядит.

Ни миллиметром больше!..

При внешней брутальности, которая сквозит в блеске стальных магистралей, мощи могучих локомотивов, перемещающих миллионы тонн грузов, сотни тысяч пассажиров, на железной дороге многое измеряется в миллиметрах, подчёркивает Константин Иванов.

Сложно представить, что было бы, если бы железнодорожники не соблюдали допуск по ширине колеи 1520 мм плюс 4 мм минус 2 мм… в случаях, когда в силу износа креплений или других причин рельсы расходятся одна от другой всего на несколько миллиметров, движение ещё допустимо, но с ограничением скорости. Чуть больше – и движение останавливается, рисковать людьми, техникой, грузами недопустимо.

Мерой расстояния на железных дорогах служат не только километры, но и пикеты – 100-метровые участки, отмеченные специальными столбиками. Это удобно, когда нужно указать ремонтной бригаде точные координаты места неисправности: 138-й километр, 5-й пикет, 33-й метр – и всё понятно.

Ещё одно важное устройство на стальной магистрали – это стрелка, которая нужна, чтобы направить поезд на соседний путь. При движении состава на так называемом остряке образуется накат (спрессованный слой мелких частиц), которого для исправной работы стрелочного перевода быть не должно. И тогда рабочим приходится шлифовать остряк. Члены бригады на полигоне должны продемонстрировать знание алгоритма действий со всеми формальностями: сделать запись в специальном журнале, выдать предупреждение о необходимости закрытия стрелочного перевода, выставить предупреждающие знаки и так далее.

Ориентир на развитие

Качество нового функционального объекта было высоко оценено руководством Октябрьской железной дороги, отмечает главный инженер. И учебный полигон продолжает совершенствоваться, говорит Константин Иванов: в его состав добавляются новые элементы для обучения новых работников, оттачивания навыков, знаний и умений опытных. Всё это – ради того, чтобы мы, рядовые пассажиры, а также отправители и получатели грузов продолжали чувствовать надёжность железной дороги в целом и высокий профессионализм каждого работника в отдельности.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также