РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

РАННЯЯ  ПРОФИЛАКТИКА  РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
760
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В центр “Выборг” часто обращаются за логопедической помощью родители с детьми младшего школьного возраста,  имеющими нарушения письменной речи - дисграфию и дислексию. Эта проблема беспокоит детей и родителей, потому что нарушения чтения и письма мешают полноценному обучению, отражаются на эмоциональном  здоровье детей, их личностном, познавательном  и волевом развитии.  

Преодоление нарушений письменной речи – процесс длительный, требующий огромных усилий со стороны ребёнка. Поэтому родителям важно знать, что легче предотвратить нарушения, чем потом преодолевать их. Для этого нужно, чтобы развитие речи ребёнка в дошкольном детстве было своевременным и полноценным. Своевременное – значит начатое с первых дней рождения, полноценное – значит достаточное по объёму на каждом возрастном этапе. 

Первые три года жизни ребёнка являются критическим периодом для развития речи, так как именно в это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Поэтому на этапе раннего возраста, от рождения до трёх лет, должно быть особое внимание к детской речи. Если в первые три года жизни малыша не будет уделено должного внимания его речи, то в дальнейшем потребуются огромные усилия, чтобы преодолеть возникшие речевые  нарушения. 

Следует помнить, что письменная речь формируется на основе устной, поэтому  проблемы речевого недоразвития  обязательно  выявятся в школе как нарушения чтения и письма, тормозя процесс обучения. 

Для развития речи очень важно развивать у малыша слуховое восприятие, слуховое внимание, фонематический слух. Помните, что разговаривая с малышом, необходимо говорить нормальным языком, без сюсюканья, достаточно громко, внятно.  Всё общение должно происходить на положительных эмоциях. Чтобы научить маленького ребёнка воспринимать речь на слух, необходимо  одни и те же слова, фразы повторять неоднократно. Сказки, стихи, прочитанные много раз, принесут неоценимую пользу.  Повторяя несколько раз одни и те же слова, фразы, например, “иди к маме”, подбадривая малыша улыбкой, жестами, мать добивается, чтобы ребёнок понял обращенную к нему речь. Таким образом мать развивает у малыша слуховое восприятие, которое играет важнейшую роль в познании окружающего мира и развитии речи.  

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания, то есть  способности сосредоточиться на звуке. Ребёнок слышит звук, соотносит его с источником, это  приводит его к пониманию речи. Слуховое восприятие и слуховое внимание способствуют развитию фонематического слуха,  тонкого, систематизированного слуха, позволяющего различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Без развитого фонематического слуха невозможно полноценно овладеть грамотой. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (различения фонем) лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Современный ребёнок окружён множеством шумов, звуков, поэтому слуховое  восприятие, слуховое внимание, фонематический слух нужно развивать с раннего детства. 

Малыш не умеет сравнивать звуки, но его можно научить этому в игре. Сначала нужно научить ребенка слушать и слышать неречевые звуки. 

Игры на различение неречевых звуков

“Отгадай, что звучит”

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, шумит машина, звенит бубен, звучит погремушка, какой звук издает барабан…). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

“Отгадай, где звенит?”

Нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел звучащий предмет. А малыш должен постараться угадать источник звука.

“Солнце или дождик”

“Давай поиграем”, - предлагает взрослый. “Светит солнышко”,-говорит он  и  при этом звенит бубном. Затем взрослый говорит, что пошел дождь, ударяя громко в бубен, и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя. Малышу нужно объяснить, что нужно внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками “гулять” или “прятаться”. 

“Разговор шёпотом”

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились чётко. 

Игры на формирование фонематического слуха

Сначала учим слышать звук в ряду других звуков, затем - на фоне слов.

“Посмотри, это лягушка. Она поёт тебе песенку: “И-И”. Спой и ты ей. А теперь я спою: “И-И”. Давай поиграем. Я буду говорить слова, а ты будешь прыгать, как  лягушка, если услышишь её песенку “И”.

(А,У,И,И…).

“Жил  был маленький паровозик. Он очень любил петь песенку, вот такую: “У-У”. Спой песенку паровозика. А теперь давай поиграем. Я буду  говорит слова и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь песенку паровозика. Если в слове нет этой песенки, то мяч ловить не надо. Итак, начнем: “Мак, стул, рак, жук, …”. Звук “У” произносится утрированно (выделяется голосом).

 “Это маленький зайка. Он поёт тебе песенку: “А-А”. Спой песенку зайки. Молодец! Давай поиграем. Я буду говорить слова, а ты будешь прыгать как  зайка, если услышишь его песенку “А”. Слушай: “Аист, кот, мама…).

По аналогии проводятся игры на другие звуки. 

Можно попросить малыша спеть песенку тихо, громко, с разными интонациями. 

Игра на развитие речевого слуха

“Подскажи словечко” 

Прочитайте ребенку хорошо знакомые ему стихотворение или сказку, при этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова, например: “Спать пора, уснул …(бычок),…”, “Уронили мишку на…        (пол),…”, “Наша Таня громко…      (плачет),...”, “Жили-были дед и …(баба), и была у них курочка …(Ряба),…”. Не сразу, но через какое-то время малыш обязательно повторит. 

Желаю вам радостных минут от совместных игр с вашим самым лучшим малышом!

Татьяна ВЕДЕНЕЕВА, учитель-логопед высшей квалификационной категории, центр “Выборг”

Читайте также