Призвание быть врачом: Вспоминая Марию Васильевну Смирнову

Призвание быть врачом: Вспоминая Марию Васильевну Смирнову
851
Многие пациенты помнят стоматолога Марию Смирнову

В 1952 году однокурсник подарил ей, будущему врачу, томик Некрасова с эпиграфом: «Кто, идя к великой цели, жизнь свою отдаёт за борьбу, за брата человека, только тот себя переживёт».

По мнению знакомых Марии Смирновой, это полностью соответствует ее жизненному пути. К сожалению, уходят последние из поколения победителей, они все сделали для страны, для нашего светлого будущего. Вечная им память.

Мария Васильевна Смирнова родилась 8 апреля 1927 года в поселке Крестцы недалеко от Новгорода (до 1947 года местность входила в состав Ленинградской области). Ее отец Василий Степанович Блинов был кузнецом, мама Варвара Александровна работала на фабрике «Крестецкая строчка». Трудовая жизнь Марии началась рано: из-за болезни отца приходилось помогать матери на фабрике.

В середине сентября 1941 года немцы были остановлены на линии озеро Ильмень – поселок Лычково – озеро Селигер, а Крестцы стали прифронтовым районом. Мария Васильевна часто вспоминала, как с девчонками под бомбежками ремонтировали дорогу Ленинград – Москва, по которой шла техника и войска. Прекратили работу предприятия и школы – помещения были отданы под эвакогоспитали. Туда она и пошла работать… Надо сказать, что в Крестцах была железная дорога и военный аэродром, которые постоянно бомбили. До конца жизни (а прожила она 95 лет) с благодарностью вспоминала пайку хлеба и тарелку супа в солдатском котелке.

Еще в 1939 году ее отец взялся за перестройку дома, но не доделал – началась война, поэтому в 1941 году в нем не было внутренних перегородок. Так как дом Смирновых находился в центре поселка и вмещал большое количество людей, здесь на ночлег размещались солдаты. Они, молодые ребята, лейтенанты ускоренного выпуска, шли на фронт. В Крестцах очень много похоронено бойцов, летчиков, среди которых сын Фрунзе – Тимур. После войны именами героев называли улицы посёлка, а могилы погибших и сегодня содержатся в идеальном состоянии.

В 1946 году в кузове полуторки Мария Смирнова отправилась в Новгород поступать в вуз… Часто рассказывала родным и близким, что на месте города была «белая пустыня» (от штукатурки), так как многие здания были разрушены. Поступила она во Второй медицинский институт, на учебу ходила в шинели своего дяди, Федора Ивановича Блинова, капитана и участника Советско-Финляндской войны и обороны Ленинграда. Но из-за голода студентке пришлось оставить учебу, и только в 1952 году она окончила уже Ярославское училище. И как одна из лучших студенток была призвана на Северный флот в Заполярье.

Служила лейтенантом, уже замужем, с грудным ребенком, без няни, каждое утро снимала пробы в солдатской столовой, а потом отправлялась на работу. Бегала и по тревоге. В Заполярье Мария Васильевна организовала зубоврачебный кабинет, лечила офицеров и их жён. В 1957 году часть, в которой она служила, переехала на Соловки, и Мария трудилась в келье монастыря.

С 1958 года семья Смирновых живет в Выборге. Первое время Мария Васильевна работала в воинских частях, а потом окончила Московский стоматологический институт и в 1965 году перешла в стоматологическую поликлинику. Здесь Мария Смирнова проработала более 40 лет заведующей терапевтическим отделением. Среди коллег и пациентов пользовалась заслуженным авторитетом, ее ценили за профессионализм, честность и душевные качества. Многие говорили, что она врач от Бога. Работа была ее жизнью, она сама очень ответственно относилась к делу и требовала того же от подчиненных. Главной своей заповедью считала слова: «Любите людей!». Вместе с коллегами Мария Васильевна вела большую профилактическую работу, а Выборгская стоматологическая поликлиника при ней стала базой передового опыта, где часто проводились конференции и семинары союзного значения.

В 1983 году Мария Васильевна вместе с мужем Михаилом Степановичем купили сруб и участок земли. Он своими руками возводил дом, приводил в порядок двор, а она ему во всем помогала. Мария Смирнова была скромным человеком, никогда не просила о помощи, могла сама и дров нарубить, и траву покосить. Часто говорила: «Я же крестьянская дочь, мне не нужны особняки и прислуга».

Ее дочь Светлана Смирнова пошла по стопам матери и тоже стала стоматологом, четверть века отработала начмедом и завотделением.

Наталья РОСТОВА

Читать все статьи автора Наталья Ростова

Читайте также