ПОЕЗДКА С КЛАССОМ

ПОЕЗДКА С КЛАССОМ
668
ПОЕЗДКА С КЛАССОМ

Восьмиклассники отправляются на экскурсию по Брестской крепости. Большинство из них считает, что экскурсия будет неинтересная. И только Катя думает по-другому… Попытается ли она переубедить одноклассников? Изменится ли в них что-то после этой, в общем-то обычной «поездки с классом»?

– Опять – стоять и слушать! Разве учителя не понимают, что это скучно до невозможности? – начала возмущаться Ленка Пальцева.

Вот-вот, – согласно кивнула Верка Иванова, красавица из красавиц – Будем ходить по этой  крепости, все каблуки собъем!

Мальчишки, стоявшие  рядом, засмеялись…

А что? В поезде можно будет и порезвиться, – ехидно сказал Толик, и шёпотом добавил – Валь, давай девчонок ночью пастой намажем.

Прозвенел звонок, и все побежали на урок истории, которую ненавидел весь 8 «А», ну почти весь. Сегодня была самостоятельная, но у Кати мысли всё время куда-то убегали, то в книжку любимого писателя Бориса Васильева, то она думала про Брестскую крепость.

Уроки закончились, и все помчались по домам собирать чемоданы: на следующий день 8 «А» вместе со своей классной руководительницей отправлялся в Брест. Все побежали, а  Катя медленно вышла из класса и побрела домой, как сказала бы её мама «витая в облаках». Честно говоря, спешить-то особо было некуда: сумку свою она уже давно собрала. 

Ехать так далеко со своим классом Кате не доставляло никакого удовольствия, но мысль о том, что она увидит то  место, где погиб Николай Плужников, не давала покоя. К тому же она  ни разу не была в Бресте…

 Утром на вокзал она пришла первой. Присела на скамейку и  вытащила из сумки книжку.  Принялась читать «В списках не значился» и даже  не заметила, как пришла Нина Павловна:

 – 8 «А»! Все здесь? Так… Круглова не вижу, вечно он опаздывает, остальные на месте. Хорошо, ждём Витю и садимся в поезд. 

А тут и Витя пришёл… Нина Павловна отругала его для приличия, и все потянулись к третьему вагону. Катя сразу же залезла на верхнюю полку, чтобы её никто не видел и не слышал, и продолжила читать.

В Брест поезд прибыл в девять утра. А уже в десять должна была начаться экскурсия, поэтому все быстренько «выгрузились» из вагона, сели в автобус и отправились в Брестскую крепость. Там их ждала неприятность: экскурсовод, с которым договаривалась Нина Павловна, заболел. Эту новость 8 «А» встретил с радостью: ну хоть нудный рассказ не придётся выслушивать. А тут ещё Верка Иванова проявила инициативу:

 – Нина Павловна, давайте не пойдём в эту крепость, что там без экскурсовода делать-то… Давайте по городу погуляем, в кафешке посидим, в кино сходим. 

 – Да, давайте не пойдём, – зашумели все. Катя  испугалась: она ехала сюда с «любимым» классом только ради крепости, а тут получается, что всё зря. Хорошо, что Нина Павловна оказалась непреклонна: 

 – Нет, в Брестскую крепость мы пойдём, а слушать ваше нытьё я не хочу! Это положено министерством образования по школьной программе. Вы что, думаете, умнее министерства?

Когда приехали на место, у Кати аж мурашки по телу пробежали. Ей вдруг захотелось поделиться тем, что она знает об этом месте, о солдатах, о книжке… 

– Нина Павловна, а давайте я  расскажу о Брестской крепости..

– Да что она может рассказать, эта Иванова! – закричали одноклассники…

 – Цыц! Давай, Катя, рассказывай, и чтобы ни звука я не слышала, понятно, 8 «А»? – учительница очень любила называть так своих ребят, когда сердилась. 

 – Вы, наверное, знаете, что именно здесь началась война. На Брестскую крепость были брошены большие силы врага. Война началась неожиданно, в четыре часа утра, когда люди ещё спали. Некоторые даже не поняли, что произошло. И я хочу прочитать вам отрывок из книги. 

Катя  открыла нужную страницу и дрожащим голосом начала читать: «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет, но сквозь отдушины в подвал то и дело врывались ослепительные вспышки. Вздрогнули стены каземата, с потолка сыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов.

– Война! – крикнул Степан Матвеевич. – Война это, товарищи, война!»

Все молчали, никто даже слова не произнёс за время Катиного чтения, что было очень странно. Обычно ее никто не слушал, а когда в классе подходила её очередь читать параграф, все сразу начинали шушукаться. Но сейчас все как будто даже дышать боялись. Катя продолжила: «Наружную дверь смело взрывной волной, и Коля видел оранжевые сполохи пожаров. Узкий коридор уже заволакивало дымом, пылью и тошнотворным запахом взрывчатки. Тяжко вздрагивал каземат, все вокруг ныло и стонало, и было 22 июня 1941 года: четыре часа пятнадцать минут по московскому времени»... 

Вокруг вы видите стены, а точнее их остатки, за которыми пряталась люди, – Катя  обвела рукой вокруг. – Командиры сразу построили свои отряды, чтобы организовать оборону. Но это было  сложно, потому что была паника. Никто  не подозревал, что война с Германией возможна, потому что был подписан пакт о ненападении. 

Справа от вас, находится место, где погиб Николай Плужников – пал смертью храбрых. 

«А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ» 

Все плакали: Нина Павловна, весь 8 «А»  – никто не мог удержаться от слёз. Из крепости все вышли молчаливыми и задумчивыми, ни в кино, ни в кафе уже никто не хотел, головы были заняты только этим молодым лейтенантом, Колей Плужниковым. Он ещё не успел пожить, он был не намного старше их, всё было впереди… Но впереди  оказалась только смерть.

…Всем хотелось подойти к Кате. Лена Пальцева так и сделала: «Катюш, прости меня за всё». И все остальные тоже стали обнимать ее, и это было что-то большее, чем просто благодарность или понимание…

Настя ПАРШУТИЧ, гимназия № 11

Читайте также