Петр Сюзев: Ветеран, корабел, морская душа

Петр Сюзев: Ветеран, корабел, морская душа
1586
Дарья Михайловна и ее дети: Юрий, Петр, Галина. 1953 год

Петр Иванович СЮЗЕВ – моряк, корабел, легенда Выборгского судостроительного завода, ветеран. В его богатой биографии – школа юнг, мореходное училище, институт водного транспорта. И годы напряженного труда.

Неразрывную связь с водной стихией сразу обнаруживаешь при входе в его уютную комнату-кубрик. На стенах грамоты, фотографии в тему. Мини-рында, мелодия которой (от лёгкого удара в неё) унесёт вас в oкеан…

Рассказывать о прошлом Пётр Иванович умеет и делает это легко, он не припоминает события, факты, а помнит их!

Известный советский писатель Михаил Колесников говорил в своё время: «Память – как пыльное зеркало: из прошлого видишь только контуры событий». Но наш герой опровергает такое утверждение писателя. Сквозь время и череду событий Пётр Иванович называет точные даты, названия городов, судов и кораблей, фамилии многих друзей и товарищей, начальников и подчинённых.

…1976 год. Стране нужна валюта. По заказу ФРГ на Выборгском судостроительном заводе построен сухогруз «Nopal Camille». Предстояло гарантийное обслуживание и эксплуатация в море. Старшим гарантийной группы был назначен Пётр Сюзев, сочетавший в себе качества инженер-механика и руководителя, принципиального в отношениях и твёрдого в решениях. В состав его «сборной команды» вошли инженеры: Анатолий Измайлов (Брянский машиностроительный завод), Николай Рачинский (Выборг, ЭРА), Александр Щедров (Ленинград, завод «Аврора») и слесарь-монтажник ВСЗ Михаил Сенин.

В экипаже сухогруза люди разных национальностей: трое немцев (командный состав: капитан, старший помощник и старший механик), пятеро русских (гарантийная группа), остальные – филиппинцы, 19 человек. До германских берегов шли под флагом ФРГ, дальше под флагом Сингапура (интересный факт: на судне имелся бассейн, а вот пользоваться им филиппинцам не разрешалось).

9 мая 1977 года, в День Победы, сухогруз зашёл в порт Ла-Гуайра (Венесуэла). Несмотря на то, что вся акватория была забита судами, которые подолгу стояли на рейде в ожидании загрузки, сухогрузу «Nopal Camille» была предоставлена «зелёная улица», и он сразу встал к причальной стенке под разгрузку.

И здесь советская команда гарантийщиков была поражена отношением командного состава судна (немцев) к русским. Пётр Иванович рассказывает:

– Войдя к обеду в кают-компанию, мы увидели, что за столом для нас не накрыто – немцы не собирались в День Победы кормить русских… Мы молча развернулись, вышли из кают-компании. Хотели было воспользоваться запасами, прихваченными в дорогу ещё из дома, но там оставались крохи... С разрешения капитана судна, который с издевкой спросил: «Какой у вас сегодня праздник?», сошли на берег. В городе пообедали в кафе, хотя это было для нас дорого. Вот такой праздник нам устроили немцы.

 Нужно сказать, что по международным нормам на питание членов экипажа отпускалось 4 доллара в сутки, а фактически кормили на 2 доллара 70 центов, т.е наша группа реально голодала. Приходилось при заходе в порты периодически обращаться к экипажам советских судов с просьбой об оказании продовольственной помощи.

Заходим в порт и сразу ищем судно, где труба с красной полосой, с серпом и молотом. Земляки выручали: то хлеба горячего дадут, то тушенки подбросят банок 10-15, а как-то было (перед Новым годом) – угостили конфетами «Белочка»,  целый кулёк вручили!

 Спустя 11 месяцев руководство «Судопромпорта», из-за сложившихся негативных отношений с немецкой частью экипажа, приняло решение отозвать гарантийную группу раньше срока (должны были находиться в море 15 месяцев). Возвращались домой самолётом из Буэнос-Айреса (Аргентина), с промежуточными посадками в разных точках мира. Через 26 часов были на Родине – в Москве. Сухогруз «Nopal Camille» остался в Буэнос-Айресе под погрузкой.

Морская одиссея Петра Ивановича и его группы была завершена, но рассказы продолжались... За время трудной, порой опасной работы в море Пётр Сюзев не раз бывал и участником, и свидетелем забавных моментов, о чем сегодня вспоминает с улыбкой.

В далёких 50-х годах работал Петр на судах, обслуживающих боевые корабли ВМФ. Дело было на Балтийском рейде. Их танкер перекачивал топливо на ракетный крейсер «Грозный», который шёл в Ленинград с севера для участия в морском параде:

– Захожу в свою каюту и вижу: на моей койке мирно, спит… медведь!  Настоящий, живой! Я его попытался растормошить, разбудить, а он не уходит, вообще не реагирует. Тогда я включил настенный вентилятор в голове койки. Мишке это не понравилось, он посопел, нехотя встал и удалился в другую каюту (в то время каюты наши не запирались).

 Оказывается, этого медведя держали на «Грозном», причем, к нему был представлен наблюдатель, который проморгал сход с корабля этого «члена экипажа». (В то время на кораблях была мода держать диких животных). Топтыгин спокойно по сходням перебрался на соседний танкер. А на крейсере тем временем переполох: украли медведя!  Кончилось все, к счастью, благополучно: специально обученный наблюдатель эвакуировал зверя на его законное место.

Экипаж в сборе. Петр в центре.

А вот еще случай… В 1957 году Пётр находился на крейсере «Чапаев» (Северный флот) на военных сборах, после которых ему было присвоено первое офицерское звание по запасу. Как-то с  шефским концертом на борту крейсера выступала народная артистка СССР Любовь Орлова, кинозвезда, символ тех далёких лет. (Фильмы с её участием до сих пор мы с удовольствием смотрим: «Весёлые ребята», «Цирк», «Весна», «Волга-Волга»).

Экипаж корабля устроился на палубе – стояли, сидели, висели где только было возможно. Актриса выступает, поёт и вдруг совершенно неожиданно раздается собачий лай. Собака, до того спокойно сидевшая у ног командира, разразилась возмущенным лаем. Что случилось? Оказывается, до той поры она ни разу не видела женщин на корабле! Любовь Орлова поинтересовалась как зовут «гостеприимную» собачку. Офицеры засмущались, стали бормотать что-то невнятное… И тут на палубе прозвучал уверенный командирский голос: «Жучка!» (Как же, Жучка! Кличка то у нее была совсем другая – ненормативной лексики! И отзывалась собака только на нее).

После выступления народную артистку пригласили на обед в кают-компанию. Кто-то из офицеров, не удержавшись, шепнул Орловой: «А командир-то вам соврал, собака наша совсем не Жучка»… Короче говоря, собаку звали так, как мы бы сегодня назвали женщину с пониженной социальной ответственностью.

Пока шла наша неторопливая беседа о морях и кораблях, за нами заинтересованно наблюдал «хозяин квартирного пространства» – безусый кот Борис. Потоптался на документах и картах, разостланных на диване, потерся о ноги, принюхался, прислушался, о чём идёт разговор, и мирно улёгся на тёплой подстилке.

А Пётр Иванович очень тепло, по-доброму вспомнил об одном из руководителей Выборгского судостроительного завода прошлых лет Виталии Михайловиче Ляпине:

– Настоящий был руководитель, мудрый, толковый. Бывало, сидим на планёрке – вопросы, доклады… Он внимательно слушает, никого не перебивает. Потом четко, по-военному выдаёт решение,  и всем всё ясно!

По отношению к своему сыну Альберту Ляпин также оставался требовательным и принципиальным: «Пока я директор, ты на заводе работать не будешь». И сын (с дипломом корабелки) устроился на другое предприятие. Согласитесь, за этим позиция настоящего руководителя, позиция отца! Кстати, Пётр Иванович и Альберт Витальевич дружат многие десятилетия, они одного поколения – довоенного. Звонят друг другу: Виталий Ляпин давно уже живёт  в Москве.

 Да, истории, истории... Сколько их! Жизнь-то немалая. Петру Ивановичу Сюзеву 18 июня исполняется 86 лет. Он бодр, энергичен, трудится на своем  садово-огородном участке. Живёт без уныния. В последнее время крепко сдружился с вокальным ансамблем ветеранов Вооруженных сил «Гвардия». Бывает на наших концертах, встречах в Совете ветеранов на Ленинградском проспекте,  2. И он, как говорится, пришёлся здесь ко двору. Его все любят, уважают. К тому же, в составе «Гвардии» есть родственные души – военные и моряки. Это капитан первого ранга Алексей Солодовников и капитан второго ранга Владислав Бабенко.

Дорогой Пётр Иванович! Все родные и близкие, друзья и товарищи, а также ансамбль «Гвардия» в полном составе с художественным руководителем Ириной Валюженич от души поздравляют тебя с днём рождения! Будь здоров и счастлив!

Михаил ДУБАЙЛОВ

Читайте также