Первым делом самолёты: офицер Аркадий Костромин вспоминает свой путь

Первым делом самолёты: офицер Аркадий Костромин вспоминает свой путь
874
Первым делом самолёты: офицер Аркадий Костромин вспоминает свой путь

Уже почти сорок лет в нашем городе живёт Аркадий Алексеевич КОСТРОМИН. Родом он из Барнаула — столицы Алтайского края, но второй своей родиной считает Ленинград, где родились его дети. В Выборге выросли внуки и правнуки. В 1981 году он приехал в наш город и устроился преподавателем в ВАТУГА, проработав на двигательном цикле этого училища долгих двадцать лет.

Свой трудовой путь Аркадий Костромин начал слесарем-сборщиком в мастерской по ремонту репродукторов в Барнауле, куда пришёл работать сразу после восьмого класса.

Получив распределение в авиацию на приписных сборах, летом 1943-го вместе с остальными шестнадцатилетними ребятами он прыгал с парашютом с крыла самолёта У-2.

Ничего не соображаешь, – вспоминает Аркадий Алексеевич свой первый прыжок, – инструктор показывает, что нужно делать — ты послушно выполняешь.

Во второй раз поднялся сильный ветер, и он получил небольшую травму — неудачно приземлился. Нагрудный знак за пять прыжков с парашютом подарил своему внуку Станиславу.

В 1944-м семнадцатилетним юношей Аркадия призвали в армию и отправили в Красноярское штурманское авиационное училище, но пока добирались до места, набор закончился, и Костромина откомандировали в школу стрелков-радистов, где врачебную комиссию пройти не удалось – дала о себе знать простуда. По дороге в Красноярск отравился угарным газом от стоявшей в вагоне печки и долго лежал на снегу на ближайшей станции.

И вот новое назначение — командование отправляет парня в школу младших авиационных специалистов под Абаканом, где он благополучно проходит шестимесячное обучение, осваивает конструкцию самолета и двигателя, получает звание сержанта.

После школы некоторых из нас послали на фронт, а меня оставили инструктором по обучению, – вспоминает Аркадий Костромин. – Понравился преподавателям — память у меня была очень хорошая.

Шла война. В школу присылали фронтовиков и переучивали их на новые самолеты: Ил-10, Ла-8 и Як-7Б. Интересную особенность имел истребитель Як-7Б — чтобы усилить его огневую мощь, было решено установить на каждом блоке двигателя по одному синхронному пулемёту Березина, стреляющему прямо сквозь плоскость вращения воздушного винта, а 30-миллиметровая пушка выполняла стрельбу через полый коленвал.

Легендарный лётчик Александр Покрышкин в бою одинаково хорошо вёл огонь как из пушки, так и из пулемётов. В то же время многие летчики мало использовали пушку, привозя из боя почти все снаряды назад: при стрельбе из пушки нужно было нажимать на кнопку, расположенную выше ручки управления самолётом, а это было не совсем удобно. Покрышкин попросил инженеров вывести её спуск на гашетку пулемётов, хотя по инструкции этого делать было нельзя. Благодаря этому небольшому усовершенствованию советские летчики усилили огневую мощь своих самолётов, что дало им огромное преимущество в бою с противником.

В День Победы весь личный состав школы вывели в город.

– Мы шли строем по улице, – рассказывает Аркадий Алексеевич, – Местные жители, в основном это были женщины и дети, выносили нам подарки и плакали.

После войны школу расформировали, и его на поезде отправили сопровождать химическое имущество, следовавшее в город Нижнеудинск Иркутской области.

Вернувшись назад в Абакан, он получает предписание ехать на склад хранения авиационного вооружения в город Ингаш, находящийся в сибирской тайге. Раз в неделю на склад приходил железнодорожный состав, гружёный реактивными снарядами и бомбами (сотками и двухсотками, весом по 75 и 200 кг каждая), который приходилось разгружать вручную.

За время службы завязалась дружба с таким же, как и он, сержантом Василием Денисовым. Родом тот был из Алма-Аты; в своём доме, на окраине города, разводил кроликов и, спасая сельскохозяйственные культуры, палил из мелкокалиберной винтовки по воробьям. Вместе они перешивали форму, делая её похожей на лётную, чтобы в увольнении выглядеть, как летчики.

На фото с другом Василием. А. Костромин - крайний справа

Служба на складе была не сахар, и вот однажды его товарищ узнал, что скоро из Иркутского авиационно-технического училища приедут «купцы». Так называли людей, занимающихся набором в учебное заведение. Друзья не были серьезно настроены там учиться, даже планировали специально завалить вступительный экзамен, главной задачей было поскорей расстаться со складом хранения.

Председатель приемной комиссии почувствовал, что мы симулируем, – рассказывает Аркадий Алексеевич, – и заставил меня переделывать задачу по математике. Я тогда решил: раз не успел на фронте побывать — буду служить!

После училища отправили в Москву в управление кадров. В то время как раз началась война в Корее, и молодые офицеры думали, что их направят именно туда, но в управлении им указали другое направление — Ленинград. Им суждено было стать техниками военного представительства на заводе «Красный октябрь», где производились реактивные двигатели.

На фото с друзьями. А. Костромин - крайний слева

Гуляя по Невскому проспекту, уже пять минут как военные представители, увидели ресторан «Кавказский» и отметили новый поворот своей биографии.

На заводе Аркадий попал на испытательную станцию авиационных реактивных двигателей. Обедал в одном зале с руководством. После всего пережитого, происходящее вокруг казалось какой-то сказкой…

Жить пришлось в общежитии, а молодому специалисту так хотелось домашней душевной обстановки. Одна из знакомых девушек обмолвилась, что знает хозяйку, которая ищет жильцов. Так он попал в коммунальную квартиру, в которой жила Екатерина Алексеевна с двумя дочками – Ниной и Верой. Они пережили вместе блокаду. Отец девочек, Иван Комлев, пренебрёг бронью заместителя директора ремонтного завода боевых самолетов и ушёл в 1943 году добровольцем на фронт, командовал пулемётной ротой. Позже очевидцы рассказали, как он погиб, защищая Ленинград. Уходя на фронт, отец передал Нине старинные настенные часы, законсервированные пушечным салом, и сказал: «Выйдешь замуж — муж расконсервирует». Человеком, проводившим их расконсервацию, и стал Аркадий Костромин.

Нина понравилась ему с первого взгляда. Пригласил ее в планетарий – так завязались отношения. Однажды уехал в отпуск домой и, выезжая обратно в Ленинград, написал Нине в письме: «Встречай будущего мужа». Приехал и исполнил своё обещание. Молодым в квартире выделили большую комнату. Сразу после свадьбы у Аркадия и Нины родились дети-погодки: Алексей и Елена.

Тем временем завод «Красный октябрь» перешёл на новую технику, испытательная станция для неё уже не подходила. Аркадий оканчивает вечернюю школу на заводе и поступает в академию им. Можайского. Молодая семья переезжает в коммунальную квартиру в Манежном переулке и занимает в ней седьмую комнату. Несмотря на то, что количеству комнат соответствовало количество проживающих в них семей — жили в коммунальной квартире очень дружно.

После академии, уже как специалисту по двигателям ракетной техники, ему предложили поехать военпредом в Омск. Посоветовался с супругой, которая ответила, что готова поехать в любое место, где не кончается асфальт. Три года молодая семья прожила в Омске, где её глава работал на станции по испытанию ракетных двигателей.

Заболел сын Алексей, и врач посоветовал поменять климат. На тот момент было место в Воронеже в центральном управлении космических заказов на испытательной станции. Решили переезжать. В Воронеже Аркадий работал с двигателями третьей ступени, на которых летали космонавты.

Дети к тому времени уже окончили школу, и родители приняли решение: обучение надо продолжить в Ленинграде. Перевестись из ракетных войск в авиацию не получилось и, чтобы уехать в Ленинград, Аркадию Алексеевичу пришлось уволиться из армии в звании подполковника. В общей сложности служба составила 28 лет.

Переехали в Горелово, недалеко от КБ Кировского завода, куда Аркадий Костромин устроился работать испытателем танковых трансмиссий.

Долго на этой должности, однако, проработать не удалось из-за аллергии к маслу на основе сложных эфиров, и чтобы остаться работать на заводе, ему пришлось окончить курсы патентоведов, появилась возможность опять приступить к работе в КБ, хоть и в качестве другого специалиста.

Но опять подвело здоровье — радикулит заставил полгода пролежать в госпитале. Хирург порекомендовал пройти лечение в Мариуполе.

В очередной раз поменяли квартиру. Новая специальность пригодилась — Аркадий устроился патентоведом в КБ по производству таблеточных машин. Четыре года семья прожила на берегу Азовского моря, а потом супруга захотела вернуться в Ленинград. Судьба свела Аркадия с капитаном дальнего плавания, который пригласил его к себе на корабль замполитом, но секретность с прошлого места работы помешала занять эту должность. Нужно было ждать 5 лет.

И вдруг попадается обмен с Выборгом — это рядом с Ленинградом, — решили незамедлительно переезжать. В Выборгском военкомате Аркадию порекомендовали идти в ВАТУГА.

Меня сначала взяли на два года в общетехнический отдел, – рассказывает он, – а потом, как освободилось место, перевели на двигательный цикл.

Курсанты любили и уважали своего преподавателя за творческий подход к учебному процессу. Даже начальник училища приходил на его лекции, чтобы посмотреть, как ему удаётся обеспечить такой высокий уровень успеваемости.

Если кто-то на экзамене или зачёте не в силах был ответить на заданный вопрос, Аркадий Костромин начинал ему задавать наводящие вопросы. Ну а если и это не помогало — просил показать конспект лекций, который имелся даже у самого ленивого курсанта. Кто не делал записи на занятиях в аудитории, всегда мог восстановить пробелы в обучении во время самоподготовки.

– Родители курсантов ко мне приезжали с подарками, а я от них бегал — брать ни в коем случае их было нельзя, – смеётся образцовый преподаватель.

От училища его послали на курсы в Киевскую академию и впоследствии он занял место начальника цикла. Уволился в 2004-м в возрасте 77 лет.

Сейчас Аркадию Алексеевичу 93, пожелаем ему крепкого здоровья, счастья и благополучия.

Андрей ИЛЬИН

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев