ОТЗОВИТЕСЬ, КТО ПОМНИТ…

ОТЗОВИТЕСЬ, КТО ПОМНИТ…
2134
ОТЗОВИТЕСЬ, КТО ПОМНИТ…

Музею истории высшего педагогического образования в Выборге - быть!

Выборгскому филиалу РГПУ им. А.И. Герцена в августе нынешнего года исполнилось 15 лет. Продолжая славные традиции Учительского института, действовавшего в нашем городе в 1949-1954 гг., затем Педагогического института (1954-1958 гг.), филиал занимается подготовкой учительских кадров для школ города и района. Юбилей, а также интерес студентов-историков привели к идее создания на базе филиала Музея истории высшего педагогического образования. Инициативу одобрил Ученый совет филиала,  и работа началась. Сегодня инициаторы обращаются за помощью к вам, уважаемые читатели…

Жизнь  в первые послевоенные годы была нелегкой в материально-бытовом отношении, хотя и привлекательной по эмоционально-психологическому накалу: победоносно завершилась война, началось мирное строительство.  Появилась надежда на лучшее будущее.

В  1949 - 1960 годах население Выборга составляло  31 тыс. 437 человек. Послевоенное время характеризовалось многими проблемами: нужно было восстанавливать разрушенный войной город, его промышленные предприятия, социально-культурную сферу,  учебные заведения. 

Вскоре  открылось 14 школ, медицинское, педагогическое и четыре профессионально-технических училища, заочный судостроительный техникум, вечерний университет марксизма-ленинизма при городском комитете партии, училище гражданской авиации им. маршала авиации С.Ф. Жаворокова. Потребность в учительских кадрах была острейшей, и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о создании в Выборге учительского института. В постановлении указывалось: “Обязать Ленинградский областной отдел образования к 1 августа 1949 г. подобрать и представить на утверждение кандидатуры на должности директора и заместителя учебной части, к 15 августа укомплектовать институт профессорско-преподавательским составом, объявить прием студентов в институт, для этих целей создать к 28 июля приёмные комиссии в г. Выборге и г. Ленинграде”. Кроме того, институт должен был быть снабжен необходимыми пособиями, учебной литературой, кабинетами и лабораториями. 

В качестве базовой школы Учительскому институту был выделена  школа № 5. Планировалось, что учебные корпуса института разместятся после капитального ремонта в зданиях по Школьному переулку №№ 1 и 3. Учебный год было решено начать в помещении бывшей детской музыкальной школы Выборга, по адресу: ул. Ушакова, 6 (школа принадлежала бывшему Дому офицеров).

На 1 курс института планировалось принять  500 студентов, но приняли только 209.  Это было связано с определенными проблемами и, в первую очередь, с тем, что Выборг был городом закрытого типа. Приехать сюда можно было только по приглашению родственников или знакомых, требовалось также  особое разрешение органов внутренних дел. Учитывая, что местные молодые люди студенческого возраста уже получали образование в других учебных заведениях,  первый набор студентов был таким ограниченным. 

Продолжалась работа по формированию материальной базы учебного заведения. Были выделены помещения под студенческое общежитие и столовую по  адресам: пр. Ленина,  5 (первый этаж), бывшее здание института “Ленгражданпроект”, общежитие Педагогического училища, в здании которого базировался пединститут в 1953-54 учебном году. 

Выборгский Учительский институт был открыт в октябре 1949 г. в соответствии с решениями Совета Министров СССР от 11 июля 1949 г. и правительства РСФСР от 24 июля 1949 г. в числе 30-ти учительских институтов в других регионах страны. Добавим, что открытию вуза в Выборге активно содействовал председатель  местного  горисполкома.

В это время общая численность выборгского студенчества, включая средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, составляла чуть более 8 тысяч человек. На первых порах в институте было организовано три отделения:

- физико-математическое;

- русского языка и литературы;

- естествознания и географии (по свидетельству архивных материалов, уже в 1951 г. это отделение было ликвидировано). 

Становление  института проходило с большими трудностями, особенно тяжелым оказался первый год. Об этом можно судить по архивным документам, в частности, по отчету первого директора учебного заведения Ивана Ильича Юревича.

В течение 1949-1950 учебного года институт работал в 6 аудиториях, выделенных Выборгским педагогическим училищем для учебных и внеаудиторных занятий, причем, во вторую смену, с 15 до 23 часов. Библиотека института была укомплектована с помощью Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена и насчитывала 17 тысяч книг. Она размещалась в одной из малоприспособленных для этого комнат предоставленного институту в декабре 1949 г. небольшого здания по адресу:  Красная площадь, (здание бывшего Дома пионеров и школьников, в котором сегодня располагается магазин детской одежды и игрушек). Здание требовало капитального ремонта, проводить в нем учебные занятия было невозможно. Однако позже, уже в 1954 г., пединститут оборудовал здесь свой молодежный клуб, где была сосредоточена вся культурно-массовая студенческая работа. Это были вечера отдыха совместно с военными училищами морской пехоты, интендантским училищем, молодежью судостроительного завода. Совместно проводились конкурсы, концерты художественной самодеятельности и многое другое. Как вспоминала выпускница физико-математического факультета Учительского института Надежда Яковлевна Орлова: “…эта совместная работа стала основой дружбы как учебных заведений, так  и отдельных их студентов. Многие из студенток, курсантов училищ и молодых работников судостроительного завода создали впоследствии прочные семейные пары и до сих пор вспоминают то далекое и счастливое время”.

Учительский институт начал свой учебный год с опозданием на 1 месяц и 5 дней, так как с 1 по 5 октября студенты по традиции советского времени трудились на уборке урожая. В связи с этим с разрешения Министерства образования СССР был скорректирован и сокращен учебный план, что давало возможность выполнить его в конце года в полном объеме. Хотя занятия и начались с опозданием,  подготовиться к их началу должным образом не было возможности:  не был полностью укомплектован преподавательский состав, не было заведующих кафедрами: педагогики, естествознания, географии, марксизма-ленинизма и преподавателя химии. На работу было принято всего 26 преподавателей и сотрудников учебно-вспомогательного состава.

Тепло вспоминают бывшие студенты физмата, а теперь солидные пенсионеры, своих лаборантов - Раису Николаевну Чистякову, Анатолия Михайловича Лалаева,  преподавателя элементарной математики Антонину Сергеевну Григорьеву, доцента пединститута им. А.И. Герцена Эльзу Александровну Эйзенштадт, преподавателя физкультуры, позже работавшую в процедурном кабинете железнодорожной больницы, Нину Федоровну Кунгурцеву, и других педагогов. Как вспоминала  Надежда Яковлевна Орлова, “По традиции выпускники Учительского (педагогического) института  трижды собирались на традиционные юбилейные встречи 20-, 25- и 30-летие со дня окончания института.

Сегодня такие встречи уже не проводятся. Слишком пожилыми стали бывшие студенты, их остается все меньше и меньше”. 

Учительский институт, начав свою работу в Выборге в  1949 г.,  просуществовал лишь до 1954 г., срок обучения в нем  составлял 2 года. С 1954 г.  институт получил  статус педагогического. В связи с этим был осуществлен переход на новые программы и учебный план, обучение приобретало все более высокий уровень, так, появились студенческие научные кружки, самым многочисленным из которых был кружок педагогики (70 студентов). Обучение  продолжалось 4 года, а с 1958 г.   полный курс стал  уже пятилетним.

Главная проблема, над которой все годы работал коллектив Учитель-ского  института, - сохранение студенческого контингента. Так, например, в 1949 г. уже с первого курса Учительского института выбыло 36 человек. По причине неуспеваемости – 20, перевелись в другие учебные заведения (в основном, это были жены военнослужащих) – 6, отчислены за невозможность оплаты общежития – 2, по личному заявлению – 2 студента и др. К причинам отсева можно отнести и то, что прием был проведен неудовлетворительно, было набрано много случайных студентов, многие из которых не могли отойти от “школярства”, не умели работать с первоисточниками, “зубрили материал к урокам”,  пропускали лекции…

 С 1958 года в стране широко развернулась кампания по сокращению и укрупнению высших учебных заведений. В связи с этим Выборгский педагогический институт, возглавляемый новым директором М.П. Рыловни-ковым и насчитывавший уже 455 студентов, попал под сокращение как нерентабельный провинциальный вуз. В первую очередь списочным составом студенты 1-4 курсов были переведены в Псковский областной педагогический институт. Некоторая часть студентов была закреплена в Ленинградском пединституте им. А.И. Герцена. Вся материальная часть института распределялась по школам, интернатам и училищам Выборга. В Псков переселилась и небольшая часть преподавателей с семьями. 

Изучение  архивных документов, воспоминания  о том времени, об истории учебного завдения его выпускников побудили наших студенток Анастасию Гузенко (4 курс), Викторию Танину, Валерию Жванько, Татьяну Миронову (3 курс) и Анастасию Прусову (1 курс) начать поиск материалов, предметов, имеющих музейную ценность, чтобы впоследствии оформить экспозицию, посвященную становлению высшего педагогического образования в Выборге. Музей планируется разместить на площадке Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена, по праву являющимся современным продолжателем традиций Учительского института далекого послевоенного времени.

Эта статья является обращением к жителям Выборга и Выборгского района, ко всем, кто имеет хоть какое-то отношение к работе (Учительского) Педагогического института: дорогие друзья, помогите осуществить нашу мечту!  Просим вас звонить в Выборгский филиал РГПУ им. А.И. Герцена  (г. Выборг, ул. Парковая,  2) по телефону 3-49-03 или руководителю  группы, автору этих строк,  Галине Ивановне Большаковой. 

Мы будем рады принять информацию, а возможно, и фотографии, зачетные книжки, дипломы об окончании Учительского института, трудовые книжки преподавателей, портфели с которыми ходили тогдашние студенты на занятия, учебники той поры,  а также одежду, обувь  и др.

Обещаем, всех, кто поможет нам в работе по организации Музея истории высшего педагогического образования в Выборге, пригласить на открытие в качестве почетных гостей.

Галина БОЛЬШАКОВА, профессор кафедры социального и естественнонаучного образования Выборгского филиала РГПУ  им. Герцена

Читайте также