От прошлого к настоящему во имя будущего

От прошлого к настоящему во имя будущего
1320
От прошлого к настоящему во имя будущего

Наверняка этот малыш станет таким же целеустремлённым и решительным, как его мама, унаследовавшая эти качества от своего прадеда… В 1941-м Софрон Иванов, как и многие, ушел на фронт. Решительности было не занимать: Родина в опасности. Из боя тогда он не вернулся, но в истории семьи боевой путь рядового 1217 стрелкового полка 367 стрелковой дивизии Софрона (в некоторых архивных документах – Сафрана) Павловича Иванова закончился буквально на днях...

«Похоронен в Финляндии»?

Ольга ИВАНОВА начала искать информацию о пропавшем без вести прадеде лет двенадцать назад. Тогда из недавно созданного электронного архива министерства обороны ОБД Мемориал она смогла узнать только одно: он умер в мае 1942 года. В городе Троицке (он находится практически на границе с Казахстаном) Челябинской области, откуда Ольга приехала в Выборг вместе с сыном Александром, пока ещё не налажена, как у нас, система поиска такого рода информации:

–В нашем местном военкомате мне ответили, что у них даже нет четкой информации Павлович он или Яковлевич. В итоге первичные поиски дали, что прадед похоронен в Финляндии. Исходя из этого, я предположила, что он попал в плен. Стала изучать, где находились лагеря военнопленных, где пленных хоронили.

Надо сказать, поиски шли трудно и долго. Ольга даже собиралась поехать в Финляндию, чтобы на месте продолжить искать могилу прадеда. Но вдруг!..

Ищущий да обрящет, гласит Библия

–Мы с родственниками собрались недавно в праздник 23 февраля, вспомнили прадеда. Зашли на сайт «Память народа» и увидели пять (!) записей о нём. Там же мы узнали дату рождения (которую никто из родных уже не помнил), нашли финскую карточку, и я перевела её до последней буквы. В документе была указана даже мирная профессия Софрона Павловича – плотник, указано место пленения, полученные раны.

Удивительно, что поездку с маленьким Сашей в Петербург Ольга планировала давно, признается, что билеты были куплены ещё в декабре. Тогда они ещё и не подозревали, какая важная цель окажется у этого обычного путешествия. Вот уж, воистину, ничего не бывает случайным.

– В нашем городе есть памятная стела, на которой обозначено имя Софрона Павловича (так делают в память о земляках, не вернувшихся с фронта – прим. авт.). Я позвонила в администрацию Каменногорска, на территории которого находится захоронение, чтобы узнать, действительно ли здесь покоится прах прадеда или имя его нанесено на гранитную плиту в знак памяти. Оказалось, да, действительно, он лежит именно здесь, в воинском захоронении № 30 Петровка.

После недолгих поисков в интернете Ольга связалась с заведующим выставочным залом «Выборг – город воинской славы» Владимиром БЫКАЧЕВЫМ. Он-то Ольгу с Сашей и встретил на вокзале, привёз в Петровку.

Примечательно, что в ходе поисков Ольга Иванова проводила параллельно расследование и на Смоленщине, на родине прадеда, обращалась в архивы, в Ельнинский музей. Отмечает, что и в Выборге, и в Ельне она встретила исключительно отзывчивое и внимательное отношение к своему вопросу.

Короткий боевой путь

Софрон Павлович Иванов родился в 1903 году. В дате рождения, правда, есть путаница – то ли 9 апреля, то ли 4 сентября. Дело в том, что в нашей стране обычно через точку пишут число, затем месяц и год, в финских же, похоже, сначала указан месяц, а потом число. Не исключена и элементарная ошибка в последовательности цифр – 04.09 или 09.04.

–Родом он был из Ельнинского района. В годы репрессий и раскулачивания в середине 30-х годов местное население выселяли в Оренбургскую и Свердловскую области. Но Софрон каким-то образом попал в Челябинскую. Обосновались они в деревне Бобровка Троицкого района несколькими родственными семьями: Софрон и его сестра Пелагея, на которой был женат лучший друг прадеда Яков Марченков. Яков, к слову, вернулся с войны, и многие годы его семья, дети, внуки помогали прабабушке Александре Титовне, оставшейся с тремя детьми. Младшему сыну, моему деду Александру, было 10 лет.

30 августа 1941 года Софрона Павловича призвали, или он с односельчанами пошёл добровольцем – это нам ещё предстоит узнать. Местом призыва указан Курганский военкомат. Оттуда прадед и его земляки были направлены в Карелию. Воевали недолго… в январе части разгромили, а бойцов взяли в плен.

Обрывки информации сложились в картину

Содержался Софрон вместе с сотнями других военнопленных в Раутакорпи. Этот ориентир жители Выборгского района знают как местечко Малиновка, где находятся гранитные штольни, служившие в годы войны складом боеприпасов.

–При строительстве дороги в 1959 году все могилы, расположенные на пути, были перенесены на Петровку. Всего 300 человек. Это было кладбище лагеря 6, не Тиенхаары, а первичным местом захоронения указывалась «территория Финляндии», потому что в 1942 году так оно и было, – уточняет Владимир Быкачев.

В том, что эти 300 имен принадлежат именно военнопленным, Владимир Быкачев разобрался совсем недавно. Дело в том, что основная часть увековеченных на Петровке солдат погибла в 1944-м, в ходе битвы при Тали-Ихантала с 25 июня по 9 июля. Откуда здесь могли взяться погибшие в 1942 году?..

Ольга поинтересовалась, как в Выборге и районе ведётся поиск, как устанавливаются имена солдат и увековечивается память о них? Владимир Быкачев охотно рассказал о своей повседневной работе последнего года с архивными данными:

–Есть списки безвозвратных потерь дивизий, госпиталей, списки военнопленных. Иногда поисковики находят, допустим, 200 человек, а распознают одного, поскольку сохранился солдатский медальон, профсоюзный билет, выцарапаны на ложке или котелке инициалы. Например, «Саркисьян МВ». Мы находим его в списке безвозвратных потерь и видим, что в этом списке, допустим 100 имён. Понятно, что их надо увековечивать вместе. Или медаль: в войну на боевых наградах были номера, по которым установить имя героя теперь можно. Так, по медалям и орденам, медальонам (это клочок бумаги в эбонитовой капсуле, их вы увидите в нашем музее), по ложкам и котелкам мы устанав- ливаем имя одного человека, а затем и сотни других, воевавших в одном полку или дивизии и погибших в одно время.

Жизнь продолжается

Ольга с сынишкой привезли с родины несколько саженцев. Это неприхотливая к условиям уральская сосна, которая в наших широтах должна хорошо прижиться. Они посадили деревца в тыльной части мемориала Петровка. Теперь эти ростки станут связующим мостиком между прошлым и настоящим… Во имя будущего.

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также