Он преодолел сопротивление камня и людей

Он преодолел сопротивление камня и людей
2720
Он преодолел сопротивление камня и людей

Об этой удивительной истории упорства, мужества и стойкости знают немногие выборжцы. Да и мы узнали практически случайно… В далёком 1941-м заместитель политрука одного из подразделений 43-й стрелковой дивизии Василий Пасхин оказался в котле у Порлампи, где были окружены и несли крупные потери ещё несколько наших дивизий. А в 80-х годах прошлого века сыну Пасхина Юрию пришлось бороться с чиновничьим безразличием в деле увековечения памяти погибших.

После нашей апрельской публикации «Поле Пасхина», в которой мы вкратце рассказали об увиденном, привели некоторые исторические данные и мнения ветеранов, в редакцию позвонила известный выборгский историк и краевед Ангелина Прокопенко. Она была знакома с создателем барельефа Юрием Васильевичем Пасхиным. К сожалению, в прошлом году скульптора не стало. А недавно в Выборг приезжал внук солдата и племянник Юрия Пасхина Владимир Покрамович.

Мы встретились на том самом месте, где 31 августа 1941 года политрук Василий Пасхин оказался в настоящем аду, в котором гибли сотни и тысячи. Выжили – единицы. Они-то, прошедшие пекло 1941-го, воевавшие потом на разных фронтах Великой Отечественной, дожившие до 80-х годов прошлого века, и рассказали Юрию Пасхину о последней атаке, в которую пошел его отец, и помогли найти место гибели.

Истории связующая нить

Топоним, указанный в похоронке, много лет оставался загадкой. В самом деле, понять, что означает слово «Парлями», тогда казалось практически невозможным. И только много позже, когда откликнулись однополчане Василия Пасхина и указали место, где шли те тяжелые, кровопролитные бои, разобрались: речь идет о финской деревне Порлампи, на месте которой сегодня расположен поселок Свекловичное.

– Юрий Васильевич приезжал из Ленинграда, – вспоминает Ангелина Прокопенко, – приходил в Выборгский замок, где ему разрешали хранить мотоцикл, садился на своего «красного коня» (так он называл свою «Яву»), надевал красный шлем на рыжую копну волос и мчался на свою поляну. Причём, делал это всё в отпуске или выходные дни. Потрясающая история!..

Во время работы Юрия Пасхина над барельефом фильм о нем снял наш коллега, журналист и создатель киностудии «Выборгфильм», легендарный Вла-димир Лукин. По словам Ангелины Прокопенко, дочь Лукина Светлана хранит видеокассеты с отцовскими работами, но для их просмотра необходим видеомагнитофон (сейчас это уже большая редкость). Будем надеяться, что все-таки когда-нибудь мы увидим фильм о Юрии Пасхине и о том, как он превращал безмолвный камень в говорящий о людях и событиях памятник.

– Юрий Васильевич провёл огромную исследовательскую работу, восстановил ход отступления наших войск, встречался с участниками тех событий. На одной из таких встреч побывала я – никогда ее не забуду… Конец 1980-х годов, Ленинградский дом офицеров. На сцене невысокая женщина – в годы войны она была медсестрой и перевязывала раненых на этой поляне. Один из них – офицер с ранением в живот. Она рассказывала, что понимала тщетность своих усилий, но продолжала делать своё дело, уговаривая его потерпеть. Кто ещё это расскажет? Ангелина Прокопенко

«Плугом по сердцу...»

Юрий Пасхин добивался поддержки властей, чтобы сделать памятник не только своему отцу, но и всем погибшим в том сражении – по образному выражению Ангелины Алексеевны, преодолевал сопротивление камня и людей. Жители посёлка Черкасово, которые были непосредственными свидетелями всей этой не очень красивой истории, даже собирались рассказать о чёрствости местных чиновников Александру Невзорову, в то время смелому и дерзкому ведущему программы «600 секунд». Но Пасхин в своём письме Ангелине Алексеевне высказывал свои сомнения на этот счет: может, все-таки удастся решить вопрос мирным путем?

Поскольку памятное место находилось на капустном поле совхоза «Карельский», аграрии раз за разом перепахивали тщательно утрамбованную, посыпанную белым песком тропинку от шоссе до камня. Времена были такие… Ангелина Прокопенко приводит выдержку из письма Юрия Пасхина: «Ведь я же просил трактористов, просил совхоз, райисполком, горком давал обещание… Районный исполком просил и коллектив ветеранов. А они – плугом по сердцу! Все 200 метров перепахали и сравняли с землёй».

В соседнем перелеске скульптор устроил своего рода шалаш или землянку, где хранил инструменты. Профессиональные, очень дорогие. Их неоднократно крали. И так практически все шесть лет нелёгкой работы. Позже из военкомата ему в помощь откомандировали солдатика – к сожалению, его имя не сохранилось. Как не сохранилось и имя однополчанина погибшего политрука, который помогал Юрию Васильевичу в поисках места гибели отца. Возможно, кто-то из наших читателей узнает этих людей на архивных снимках – напишите или позвоните в редакцию.

– Однополчанин и указал, что именно из-за этого камня Пасхин поднимал бойцов в атаку, здесь получил и смертельную очередь, – рассказывает Владимир Покрамович. – Тут полегло очень много народу. Потом уже нашлись родственники многих погибших, они приезжали сюда, чтобы поддержать Юрия Васильевича в его стремлении увековечить память всех погибших на этом рубеже.

Мой дядя проводил здесь все отпуска, все выходные – и так шесть лет! Тогда ещё приезжали оставшиеся в живых ветераны… Владимир Покрамович

В Благодатном переулке

Василий Пасхин родился в 1908 году в Горьковской области. Когда ему было 28 лет, у них с женой Еленой Ивановной родился первенец Юра, следом Римма. Потом была Советско-финляндская война… В кратком перерыве между войнами родилась Галочка. Семья тогда жила в Ленинграде, в Благодатном переулке.

…С началом Великой Отечественной Василий вновь оказался на Карельском перешейке. 31 августа при попытке прорваться с боями из окружения он получил смертельное ранение. В октябре его родные уже знали о гибели отца и мужа… Наступала самая лютая первая блокадная зима.

– Моя мама и дядя Юра спаслись чудом. Мимо их дома проходил бабушкин брат, кадровый офицер Алексей Беспалов (он отпросился буквально на минуту забежать, навестить родных). Бабушка, отдававшая каждую крошку хлеба детям, уже была без сознания от голода. Алексей лишь успел схватить детей и отправить их в эвакуацию, ошибочно полагая, что их мать мертва. Владимир Покрамович

Женщину, не подававшую признаков жизни, везли на саночках хоронить, но она внезапно очнулась. А детей тем временем отправили в детский дом. Когда их увозили из Ленинграда, моя мама и Юра оказались на одной барже, а Галочка – на другой. Потом их бомбили, и мама, как ей казалось, видела, что в баржу, на которой была младшая сестрёнка, угодила бомба… Бабушку Лену эвакуировали в 1943-м. После войны она искала и нашла лишь двоих детей.

- Я никогда не видел своего деда. Но, судя по бабушкиным рассказам, Юрий Васильевич характером был весь в отца – надёжный и мужественный, заботливый и целеустремлённый.

Поле войны бабуля не решилась возвращаться с двумя детьми в Питер, осталась на Урале, в маленьком городке Талица, где было проще устроиться и прокормиться. Повзрослевшие дети сами перебрались потом в город на Неве. Позже мама перевезла бабушку в Выборг.

Бабушка всегда была глубоко верующим человеком. Замуж она больше не вышла, помнила и любила своего Василия… Владимир Покрамович

Судьба недаром привела их в Выборг

Внук Василия Пасхина, Владимир в силу возраста уже, конечно, утратил фамильный огненный оттенок волос, который сменила седина, но портретное сходство с дедом и дядей – налицо. Дрогнувшим голосом с волнением рассказывает удивительную историю своей семьи, вспоминает, как его мама готовила обеды для брата, пока тот работал «на поляне», а племянник был «доставщиком», как привозил сюда священника освящать первый установленный Юрием Васильевичем крест, как похоронил в прошлом году своего дядю – последнего носителя фамилии Пасхиных…

– У него никого не осталось, только я и моя мама, но она тоже уже старенькая… Мама всегда говорила, что судьба недаром привела их в Выборг, в боях за который погиб ее отец. После эвакуации они с братом оказались на Урале, окончив школу, поехали учиться в Ленинград. Дядя Юра там и остался, а мама задолго до появления информации о месте гибели отца обосновалась в Выборге. Владимир Покрамович

Много лет Владимир приезжал на поляну вместе со своим дядей почтить память родного человека. Теперь приезжает уже и в память о Юрии Васильевиче, сумевшем преодолеть сопротивление камня и людей...

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также