ОДИН ГОРОД НА ДВОИХ
В Выборгском замке открылась важная и очень интересная выставка «Уно Ульберг и Клас Аксель Гюльден. Традиция и модернизм в архитектуре Выборга».
Их имена прочно вписаны в архитектурную историю города. Можно сказать, что современный Выборг выглядит так именно потому, что в нем работали эти два выдающихся зодчих. Выставка приурочена к 110-летию создания архитектурного бюро «Гюльден-Ульберг» и 100-летию со дня смерти Класа Гюльдена.
Директор Выборгского музея-заповедника Владимир ЦОЙ:
– Эта выставка не состоялась бы без планомерной и серьезной работы наших сотрудников во главе с ученым секретарем Юлией МОШНИК, а также без наших коллег из Ленинградского областного государственного архива. Экспонаты, которые вы здесь увидите, станут своего рода открытием, ведь многие документы выставлены впервые.
В 1906 году в Выборге открылось частное архитектурное бюро «Гюлден-Ульберг», просуществовавшее до 1909 года. Гюльдена и Ульберга многое связывало: они родились в один год, оба окончили Выборгский шведский лицей, были однокурсниками в Финском политехническом училище в Хельсинки, оба начали свою творческую биографию с работы в архитектурном бюро «Уско Нюстрём-Петреллиус - Пенттиля»…
В истории Выборга это уникальный случай плодотворного соТрудничества двух ярких и самобытных мастеров. Взаимное влияние архитекторов было столь велико, что нашло отражение и в их индивидуальных проектах, созданных годы спустя после распада бюро.
Самой известной работой бюро «Гюльден-Ульберг» стал проект дома фирмы «Хакман и К» (1907-1909), сразу привлекший к себе внимание архитектурного сообщества, считающийся самым знаменитым памятником архитектуры Выборга эпохи модерна. Меньше известны другие проекты бюро, из которых до наших дней сохранился лишь один – торговое и административное здание завода прохладительных напитков К. Шалиена (1908), находящееся практически напротив редакции нашей газеты – ул. Мира, 8.
После закрытия бюро каждый архитектор начал самостоятельную практику. Гюльден создал проекты жилых домов Б. Лагеркранца (1910, пр. Суворова, 3), семьи Теслефф (1910, Северный Вал, 19). Самое известное его творение – дом ОА «Эден» (1912, пр. Суворова, 13) – в своё время наиболее престижный жилой дом Выборга. Последней работой архитектора стал проект санатория Конккала под Выборгом. В 1916 году Клас Гюльден умер от рака.
Наследие Уно Ульберга намного обширнее и охватывает самые разные области архитектурного проектирования – от жилых домов до спортивных и концертных площадок. В 1926 году на съезде архитекторов Скандинавии, прошедшем в Выборге, постройки Ульберга получили высокую оценку. В это время он создал проекты зданий, ставших культурными доминантами нашего города, среди которых Художественный музей и школа искусств (1929), Провинциальный архив (1932), Летний театр в Хави (Певческое поле) и Центральный стадион (1934).
С 1932 по 1936 год Уно Ульберг занимал пост главного архитектора Выборга.
Его постройки находятся также в Хельсинки, Оулу, Приозерске, Иматре и Сортавале. Современники вспоминают Уно Ульберга как энергичного, открытого, благожелательного человека с большим чувством юмора. А для потомков он - выдающийся выборгский архитектор, достойный благодарности и памяти жителей нашего города.
На выставке можно увидеть проектные чертежи (оригиналы и копии), фотографии, биографические материалы, изразцы печей, выполненные по эскизам Уно Уль-берга и Класа Гюльдена. Выставка будет работать до 10 ноября.
Александр ВИТТ
Читайте также
-
Взяли палки в руки и — на стадион соревноваться
-
«Великолепная пятёрка» или «педагогические надежды» Выборгского района
-
Испытательный период перед бракосочетанием длился больше полувека
-
В Выборге прошла очередная акция «Окопная свеча»
-
Регби – спорт жёсткий и прекрасный
-
В Красносельском поселении живут настоящие хозяйки