Выборг: Историки и архивисты сделали совместное открытие...

Выборг: Историки и архивисты сделали совместное открытие...
1842
Уникальную экспозицию материалов уголовного дела, связанного с именем Александра Невского, представляет Юлия Крипатова

Одно архивное уголовное дело, датированное 1922-24 годами, таило в себе гораздо более давний артефакт. И именно этот клочок бумаги конца XVII века величиной не более квадратного дециметра с запиской на старославянском языке в год празднования 800-летия со дня рождения великого полководца Александра Невского был признан историками наибольшей ценностью.

Материалы уголовного дела «О вскрытии мощей Александра Невского» представлены на выставке в Ленинградском областном государственном архиве в Выборге (ЛОГАВ). Само дело из фондов Петрогубсуда хранилось в нашем архиве с середины прошлого века, в 60-е годы ему был присвоен статус особо ценного документа.

Век тому назад

– 20-е годы прошлого века – это время изъятия церковных ценностей. И вскрытие мощей должно было подтвердить, что народ подвергался многовековому обману о нетленности мощей святых. Кампания проводилась по всей нашей стране, она коснулась мощей и Александра Свирского, и Серафима Саровского, – начала экскурсию директор ЛОГАВ Юлия КРИПАТОВА.

Вскрытий мощей Александра Невского в начале прошлого века было несколько. Первое состоялось ещё до революции 1917-го года. Его провели священнослужители; они положили останки мощей в ковчежек (кипарисовый ящичек), который поместили в серебряную раку. Она хранилась в Александро-Невской Лавре, пока, по мнению властей молодого советского государства, не возникло мнение, что большое количество серебра спасёт голодающих Поволжья.

Возглавил комиссию по изъятию церковных ценностей (серебряной раки, в которой хранились мощи Александра Невского) видный революционер, чекист Иван Бакаев, возглавлявший комитет помощи голодающим. 8 мая 1922 года было решено проводить вскрытие мощей не только с участием священнослужителей, но и в открытом формате, с приглашением общественности, прессы, трудящихся Петрограда. К материалам уголовного дела приложена фотофиксация многолюдной процедуры.

Фокус с разоблачением

Главной целью данной «операции» было показать народным массам ничтожность хранившейся в серебряной раке святыни. Тогда сама рака могла быть экспроприирована за ненадобностью в пользу бедных.

…В кипарисовом ящичке рядом с мощами лежала записка. Дело в том, что мощи Александра Невского горели. Именно на этом обстоятельстве и было построено доказательство векового обмана верующих. В итоге появились отзывы от представителей простого народа, содержащие примерно следующее: «Я всегда считал(а), что мощи представляют собой нетленное тело, а на самом деле это всего лишь обгорелые косточки. И вот теперь я разочаровался(лась), и больше ни во что не верю».

В газете «Красный Кронштадт» была опубликована статья, отразившая ожидания советских властей от первого публичного вскрытия мощей: «пусть верующие города Кронштадта съездят в Петроград, посмотрят на несколько обыкновенных человеческих костей и в тысячный раз убедятся в вековом обмане народа».

– По статье 120-й Уголовного кодекса того времени «вековой обман народа» был одной из причин, чтобы привлечь к ответственности священнослужителей и лишить их свободы на один год или приговорить к трём годам принудительных работ.

Увидеть выставку можно в любой рабочий день, предварительно записавшись на экскурсию по телефону 2-24-75.

Допросы, расстрелы…

Материалы работы комиссии были переданы следователю по особо важным делам Кузьмину с поручением провести расследование. В тот же день он допросил всех присутствовавших на вскрытии священнослужителей.

– Свидетельства в протоколах допросов составлены очень грамотно, видно, что эти люди не ставили своей целью обман верующих. Они прекрасно осведомлены о том, что происходило с мощами Александра Невского, подробно описывают, что великий князь умер в 1263-м году, и только в 1380-м его мощи были обретены, хранились во Владимире в Рождественском соборе, горели во время пожара 1491 года. И только в 1723-м году Петром Первым были перенесены в Петербург в Александро-Невскую Лавру. В конце протокола Кузьминым выделено, что допрашиваемые никогда не утверждали, что мощи нетленны, всего лишь, что мощи святые.

В протоколах допросов граждан и военных, присутствовавших при вскрытии мощей, продолжает Юлия Крипатова, сквозит разочарование в вере… В конечном итоге с помощью описанных манипуляций было сформировано нужное организаторам общественное мнение. Изъятая церковная ценность, к счастью, не пошла в переплавку. Её спасли от этого хранители Эрмитажа, где серебряная рака и хранится поныне.

Эврика!..

– Среди всех документов, которые собраны в этом уголовном деле, имеется единственное полноценное экспертное заключение. Его автор – специалист по судебной фотоэкспертизе Захарьин. Мы не знаем, когда было сделано это исследование, как и то, когда к нему в руки попал предмет исследования… А попала к нему в руки записка 1681-го года.

Этот документ, поясняет Юлия Крипатова, два с половиной века находился вместе с мощами и был изъят при вскрытии. В нём говорится, что «в мае 1681-го года собраны сея мощи благоверного князя Александра Невского после церковного горения, тогда погореши все иконы». Для специалистов, занимающихся изучением личности святого и периодом в принципе, это очень важная находка.

Эксперт, судя по составленному им заключению, тщательно изучил структуру бумаги, исследовал чернила, сделав макросъёмку фрагмента надписи, на котором разглядел жёлтую каёмочку вокруг букв, которую невозможно подделать, и сделал вывод о периоде написания. Так как записка была перевязана бечёвкой, Захарьин исследовал и её.

– Поскольку записка прилагалась к экспертному заключению как вещественное доказательство, она попала в уголовное дело. Копии её фотографии хранятся в Российской национальной библиотеке и в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Долгое время подлинник считался утраченным; никому не приходило в голову, что записка 1681-го года может храниться в уголовном деле 1922-го.

Реликвия была передана в Москву, где стала одним из центральных экспонатов в Российском государственном архиве древних актов на выставке, посвящённой Александру Невскому. В конце года документ наконец вернулся в Выборг.

След в истории

Но вернёмся к событиям 1922-го, которые отражены в представленных на выставке материалах. Уголовное дело решено было закрыть за недоказанностью факта декларации нетленности мощей. Да и несколько священнослужителей уже были расстреляны… Следователь по особо важным делам Кузьмин и сам попал под суд за превышение полномочий.

Верующие Петрограда выступили с коллективным ходатайством к властям оставить мощи в Александро-Невской Лавре для поклонения, под прошением подписались 1300 граждан, открыто указав свои имена и адреса. В те годы для подобного шага нужно было иметь большое мужество, говорит Юлия Крипатова.

В ближайших планах руководства ЛОГАВ опубликовать материалы уголовного дела, связанного с именем Александра Невского, включив в него и несколько подписных листов с адресами. Остальные (а всего их 64, заполненных с обеих сторон) будут находиться в виртуальном пространстве, и познакомиться с ними будет можно, перейдя по QR-коду на соответствующий ресурс. Архивисты считают, что потомкам подписантов будет чрезвычайно интересно узнать о таких страницах семейной истории.

– Многие потомственные петербуржцы до сих пор живут по этим адресам. Кто-то узнает о своих родных, а кто-то поймёт, что по тому адресу, где он сейчас проживает, некогда жил человек, который оставил свой след в истории…

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также