В Выборге побывала особенная туристическая группа

В Выборге побывала особенная туристическая группа
1247
Сергей Савин и Александр Беловицкий подарили гостям маленький концерт

На днях Выборг посетила группа бывших малолетних узников фашистских концлагерей из Петербурга. Поездку организовала благотворительная организация «Северная Пальмира», которая поддерживает ветеранов, инвалидов, одиноких пожилых людей, семьи погибших военнослужащих и т.д. Это не только материальная помощь, но и организация интересного досуга.

Как пояснила куратор группы, представитель «Северной Пальмиры» Надежда ЗОРИНА, в октябре ее подопечные уже побывали с экскурсией в Петергофе, Вологде, а завершить сезон золотой осени решили в Выборге. «И даже погода нам благоволила», – отметила Надежда.

…Во время войны они были совсем малышами, поэтому знают драматическую историю своей семьи чаще со слов старших родственников.

Галина Александровна Подольская рассказывает:

– Угнали нас с Украины 23 февраля 1944 года, когда немцы уже отступали. Маму, бабушку и троих детей: старшему брату было 12 лет, сестре 8, мне – 1,5 года. Нас содержали раздельно в концлагере в Золингене. Маму я до конца войны не видела: она работала на военном заводе, изготавливала мины (и помнила до самой смерти, что они весили по 8,5 кг). Меня спасло то, что бабушку определили уборщицей в барак для самых маленьких, где была я. Освободили нас американские войска. Мы трое выжили. О том, что брат и сестра погибли, узнали только в 1990-х: из Золингена пришел ответ на наш запрос, когда я оформляла документы как узник концлагеря. Мама, можно сказать, малограмотная женщина, в конце 1940-х ездила в Москву, хотела попасть на прием к Сталину, чтобы он помог разыскать детей. Конечно, к Сталину ее не пустили, но помогли найти моего среднего брата, который оставался в России: еще с начала войны он находился в Гурзуфе, куда уехал на лечение. Он вернулся к нам инвалидом и умер в 1956-м… 

Семья Ларисы Андреевны Платоновой жила в Ленинграде. Летом 1941-го мама уехала с годовалой Ларисой в поселок Володарское Лужского района, к бабушке с дедушкой. Там и застала их война и оккупация.

– Мы побежали к железнодорожной станции, но по шоссе навстречу уже двигалась колонна немцев. Все, кто бежал с нами, спрятались в придорожный сарай. Мама рассказывала: я испугалась темноты и запищала, поэтому нас обнаружили, погрузили в грузовую машину и увезли. Мы оказались в Западной Германии, в Аугсбурге. Мама, как я понимаю, работала на бумажной фабрике. А я много и тяжело болела. Единственное, что помню: мамы рядом нет, немец дает мне, четырехлетней, метлу (она показалась мне высотой до потолка) и велит, чтобы я мела двор. Тут прибежала мама, что-то говорила ему по-немецки, в общем, как-то отбила меня. Мы пробыли в Аугсбурге до 1945 года. Отец был старше мамы на двадцать лет, он всю войну оставался в Ленинграде, работал в пищевой промышленности. Руководил женским коллективом, который занимался изобретением всевозможных способов получения продуктов питания. Как о многом я могла бы сейчас расспросить родителей! Но когда мы вернулись в Ленинград, мама сказала: «Ларочка, ты никому не говори, что была в Германии». И я ни о чем больше не спрашивала…

Хотелось бы с каждым из гостей поговорить, собрать все воспоминания, но у них была насыщенная программа: обзорные экскурсии по городу и Монрепо, сувенирный шопинг. Кстати, выборгские предприниматели организовали для группы благотворительный обед и экскурсию, а авторы-исполнители Александр Беловицкий и Сергей Савин – маленький концерт. Ну а вечером гости отправились домой на «Ласточке».

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

 

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также