В Усадебном доме приступили к монтажу альфрейного живописного фриза

В Усадебном доме приступили к монтажу альфрейного живописного фриза
803
Фото группы ВК Музей-заповедник «ПАРК МОНРЕПО»

В парке Монрепо в Главной зале Усадебного дома начался монтаж восстановленного петербургскими реставраторами альфрейного живописного фриза. В официальной группе парка уточняют, что альфрейной называют настенную живопись или роспись, которая имитирует интерьерную отделку. В частности, в Главной зале альфрейный фриз имитирует круглые окна под потолком. Уточняется, что к моменту начала реставрационных работ в Усадебном доме фриз пребывал в плачевном состоянии.

По оценке художника-реставратора монументальной живописи Алексея Самохвалова, на стенках были сильные протечки и повреждения, а вся живописная поверхность «висела и отваливалась».

Реставрационные работы осуществлялись в несколько этапов, так как демонтировать живопись со стен – технически сложная и даже ювелирная работа.

Для начала живописную поверхность укрепляли, затем расчищали бордюр фриза от многочисленных слоев малярных покрасок и штукатурки, и лишь потом провели бережный демонтаж росписи «вместе со штукатурным слоем по уже имеющимся трещинам.

В петербургской мастерской специалисты-реставраторы восполняли утраченные фрагменты, тонировали, осуществляли техническую и художественную реставрации. Живопись перенесли на новый штукатурный слой, который закреплен на влагостойкую фанеру.

Алексей Самохвалов рассказал об основных рисках реставрационных работ:

- Это была сложная работа, поскольку все этапы сопровождались большими рисками утрат. Мы справились, нам удалось провести демонтаж всех отмеченных участков и перенести их на новый штукатурный слой.
Добавляло трудностей то, что сама живопись клеевая, которая по составу: пигмент, клей и мел. Иначе говоря, состав живописи очень схож с гуашью, которая всё в себя впитывает, поэтому ее так сложно реставрировать. <…> Мы не будем зашпаклевывать трещины между фрагментами, оставим их в качестве технологических прорезов, поскольку дом деревянный и будет постоянно двигаться. Что касается цвета <…>, для реставрации важнее сохранить подлинность и историчность, чем взять в руки кисть и все сделать по новой. Конечно, после монтажа художники внесут свою лепту и сделают плавные переходы между фрагментами, чтобы они визуально соединились. Небольшая вибрация цвета сохраниться, но зато вы увидите исторически подлинную живопись Главной залы.

Читайте также