В Каменногорской школе год запомнился открытием музея

В Каменногорской школе год запомнился открытием музея
777
В Каменногорской школе год запомнился открытием музея

Всё ближе Новогодний праздник, а снега нет как нет… Некоторые, впрочем, утверждают, что чем ближе с к северу, те ощутимее его дыхание. Мы решили проверить эту идею на собственном опыте и отправились в Каменногорск: уж он-то точно ближе к Рованиеми, чем Выборг.

Изучение природы – как воспитание любви к родному краю

Сотрудничеству каменногорской школы и широко известного биолога Павла Глазкова уже более года. Знакомый с ним депутат Законодательного собрания Ленобласти Анатолий Черноморец предложил устроить встречу ребят с этим интересным и увлечённым человеком, занимающимся изучением природы. Как рассказывает директор школы Любовь Зырянова, все началось с того, что Черноморец собирался передать школе коллекцию экспонатов для создания музея природы родного края, а Глазков был изготовителем многих из них.

Павел Глазков приехал в школу на открытие экспозиции, показал ребятам несколько своих фильмов, ответил на многочисленные вопросы и предложил провести для особо интересующихся мастер-класс по фото и видеосъёмке в условиях живой природы.

В ходе создания музея решили также заказать макет поселения с обозначением месторождений, особо охраняемых природных территорий и других природных достопримечательностей. Часть своей минералогической коллекции в качестве экспонатов школе передал геолог-минералог Анатолий Вохменцев.

Помещение было выбрано с тем расчётом, чтобы можно было заходить прямо с улицы, для удобства горожан и всех желающих экскурсантов.

- Для такого маленького городка, как Каменногорск, я считаю, музей – это очень важно! Мы за то, чтобы местные жители чаще приходили в школу, поэтому специально отвели для музея помещение с отдельным входом.

В здании начальной школы наши экспозиции находятся на третьем этаже; по-хорошему, их тоже надо на первом этаже размещать… Это выставки истории и культуры народов Ленинградской области, истории нашего города от Антреа до Каменногорска, история военных действий на территории поселения, история предприятий, школы… Любовь Зырянова 

Школьный музей внедряет «цифру»

Сейчас школа активно готовится к конкурсу музеев, ребята снимают видеоролики в ходе проведения экскурсий, а затем отснятый материл демонстрируют в инфозонах (на мониторах на 1 и 2 этажах школы). По новому музейному пространству тоже уже готовятся экскурсии. Это старшеклассники делают в рамках проектной деятельности.

Руководителем одной из работ краеведческой направленности стал педагог-организатор Леонид Чеглаков. Под его началом Павел Соколов собрал информацию и подготовил экскурсию по городу и окрестностям.  Здесь есть о чём рассказать и что показать и сверстникам из своей и других школ, и гостям Каменногорска:

- Мы планируем все экскурсии записать и обзавестись аудиогидом, чтобы в отсутствие экскурсовода любой желающий мог с помощью специального приложения на смартфоне и QR-кода узнать обо всём. Цифра должна прийти в наш музей. Далее мы собираемся оцифровать экспонаты и стенды в комнате боевой славы (истории военных действий), перевести в цифру музейные фонды. Затем можно будет знакомиться со всем этим с помощью компьютера, проектора, другой интерактивной техники. Любовь Зырянова 

Здесь есть что посмотреть и где побывать

В ходе разработки экскурсии по памятникам природы и археологическим находкам исследователи сделали несколько открытий. Например, на одном из так называемых бараньих лбов (пологие камни на берегу Вуоксы, неподалёку от школы) – Павел Соколов и Леонид Чеглаков разглядели неизгладимый след ледника. Причём, как рассказывает педагог, это удалось заметить только при особых условиях:

- Мы увидели на фотографии отметины, сделанные сходом ледника. Чуть выше по течению, за музыкальной школой есть так называемая Медведь-скала со схожими отметинами. Далее по ходу экскурсии у нас знаменитые Красносокольские пещеры. Финские археологи ещё в 80-е годы прошлого века рассказывали, что углубления могли образоваться из-за скопления газа во время вулканической деятельности много тысяч лет назад. Правда, и других гипотез и легенд вокруг их происхождения немало… Чуть выше этих небольших пещер есть четырёхгранный разлом, куда может поместиться более 120 человек. Есть информация, что в первой половине прошлого века здесь проводили свои собрания щюцкоровцы. Леонид Чеглаков

Вокруг бывшей кирхи Антреа сегодня располагается одноименный мемориальный парк. От кладбища сохранилось несколько надгробий. Во время знакомства с территорией ребята показали Леониду Чеглакову кусок металла, застрявший в граните; все вместе решили, что это обломок инструмента, которым кололи гранит на блоки, возможно, даже для строительства фундамента той же кирхи.

Ещё один из интересных объектов – Дом пограничника. В этом деревянном строении все еще живут, в нём несколько квартир. А после войны здесь дислоцировались военные; они охраняли около 120 бывших военнопленных, которых привезли сюда отбывать трудовую повинность. Поэтому до сих пор этот уголок города называют «лагерь» (ничего общего с пионерским, как могло бы показаться). Деревянное же строение представляет интерес как образец архитектуры начала ХХ века.

Дом статского советника. Фото Леонида Чеглакова

Ровесник этого сооружения – дом статского советника Юко Линама на берегу Вуоксы, у железнодорожного моста, взорванного в июле 1941 года. Стены даже хранят следы от пуль и осколков. На окраине бывшего Антреа на полуострове озера Каменногорское в 1918 году располагался военный аэродром; здесь тоже можно побывать на экскурсии и узнать больше об истории.

Добро пожаловать в музей

Новая экспозиция в Каменногорской школе, посвящённая природе родного края, представляет фото типичных представителей флоры и фауны, чучела некоторых представителей животного мира, минералы и много краеведческой и исторической информации об этих краях. Её открытие – это не только итог работы в течение нынешнего года и предыдущих лет, но и основа на многие годы вперёд для экологического воспитания и просвещения учеников. Впрочем, и взрослых тоже.

А вам интересно узнать, откуда был взят гранит для облицовки набережных Невы или колонн Казанского собора? Или, к примеру, каких прирученных лесных обитателей в послевоенные годы запрягали в телеги вместо лошадей? Тогда вам сюда, в музей природы родного края Каменногорской школы.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев