В гостях у редакции «Выборга» побывали поисковики

В гостях у редакции «Выборга» побывали поисковики
1521
На острове Клест. Михаил Чипенко, Ольга Богданова и Герман Сакс - главный специалист областного комитета по молодежной политике, курирующий деятельность поисковых отрядов

В нынешнем поисковом сезоне внимание многих было приковано к экспедиции на острове Клёст. Там проводилась большая работа по обследованию воинского захоронения, созданию мемориала, благоустройству территории – мы не раз писали об этом.

Недавно руководитель экспедиции Ольга Богданова и её заместитель Михаил Чипенко побывали у нас в редакции. Обсуждали итоги сезона, планы, задумки…

Встреча в редакции. Автор фото Ксения Дорошенко

От деда к внуку

– Точкой отсчёта всей этой истории стало намерение Олега Боганова найти могилу деда, погибшего под Выборгом, – рассказывает Ольга Богданова. – Он проделал огромную работу, прежде чем в 2018-м году обратился к нам за помощью.

Помню, в ходе совместного обследования острова, уже под вечер, когда пора было возвращаться, Олег вдруг произнёс в сердцах такую фразу: «Дед, ну ты хотя бы рукой махни, подскажи, где тебя искать»… И практически сразу по характерному провалу грунта мы обнаружили могилу.

– Когда мы проводили археологическое обследование, – продолжает разговор Михаил Чипенко, – установили, что в самой верхней точке лежит боец с поднятой вверх рукой. Есть фото. По этическим соображениям мы не публикуем такие кадры. Но это факт…

Наверное, с точки зрения физики, всё это объяснимо: март 1940-го был морозным, погибшие окоченели в тех позах, в которых их сразила пуля, но, согласитесь, удивительная история …

Впрочем, гости рассказывают, что за полгода, в течение которых длилась экспедиция, подобные случаи были. Вот один из недавних:

– Вблизи острова с залива на берег всегда дует ветер, постоянно идет встречная волна. Нам нужно было перевезти элементы памятника весом 150-170 килограммов на вёсельной лодке, в обход острова. И вот в предутренних сумерках мы видим, что наступил штиль. Наскоро глотнув чая, спешно взялись за дело – каждый элемент нужно было грузить вшестером. Когда переправляли последнюю деталь монумента и уже подходили к месту разгрузки, вдруг подул ветер, волны стали усиливаться. Первая же относительно большая волна буквально вынесла лодку на песок. И тут начался шторм...

Поиск продолжается

Основные работы на острове завершены, мемориал открыт, на торжественную церемонию приехали родные и близкие павших и похороненных здесь. Теперь участники экспедиции делятся опытом. Так, недавно их наработки обсуждались в областном Доме дружбы под эгидой регионального комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям. В разговоре приняли участие представители национальных автономий, оказывавших содействие в розыске уроженцев Белоруссии, Казахстана, Украины, Грузии, представители духовенства, а также другие поисковики.

Недавно Ольга Богданова и Михаил Чипенко встречались с выборгскими студентами Института экономической безопасности. Молодые люди проявили большой интерес к теме – не исключено, что кто-то из них вольётся в ряды поисковиков или их добровольных помощников.

На период зимней паузы в полевых работах участники экспедиции уже наметили программу действий. Это продолжение розыска родственников, создание сайта по 43-й стрелковой дивизии, в составе которой воевали 324 бойца, погибших при штурме острова Клёст. Уже отыскались 28 из них – удалось собрать воспоминания, биографии, довоенные портреты, семейные фото. Среди этих судеб есть одна, поразившая Ольгу: солдат Иван Сипейкин, чьё имя оказалось в списках погибших, на самом деле выжил – с тяжёлым ранением, без сознания он оказался в плену, затем после обмена пленными попал в лагеря, умер в 1947-м…

Он вернулся с войны…

Вопрос, который им наиболее часто задают: зачем вообще нужно тревожить останки, переносить их куда-то?.. Вот позиция Михаила Чипенко:

– В практике поисковиков большей частью встречаются незахороненные останки пропавших без вести солдат. Их переносят в ближайшую братскую могилу, отдавая воинские и христианские почести. Даже если имена не удаётся установить, воины покоятся вместе с боевыми товарищами – как и полагается защитникам Отечества.

До сих пор люди ищут могилы погибших на войне дедов и прадедов. Мне часто приходится бывать на Невском пятачке, Синявинских высотах, в Карелии, Новгородской области. И каждый день, в любую погоду к солдатским мемориалам идут люди; увидев нас, обращаются с вопросами, консультируются.

Другая ситуация связана с ранее неизвестными или утраченными захоронениями. Есть такой, может быть, отчасти циничный термин «санитарная уборка трупов» – чаще всего этот процесс выполнялся по отношению к солдатам противника. И мы опасались, что на Клёсте столкнёмся с этой ситуацией, и тогда бойцов придётся перезахоранивать.

Но вскоре после начала обследования стало понятно, что этих солдат похоронили их боевые товарищи, может быть, даже на следующий день после гибели. Они своё право на захоронение обрели. Но мы должны были восстановить имена…

Солдат вернулся домой – мы говорим так, когда семья наконец узнаёт, где находится могила родного человека, который много лет назад ушел на фронт и сгинул бесследно. Теперь есть куда прийти и поклониться его памяти – солдат вернулся…

Екатерина ВОРОБЬЕВА 

Читайте также