София Парсаданян: предприниматели заряжают нас новыми идеями

София Парсаданян: предприниматели заряжают нас новыми идеями
748
София Парсаданян: предприниматели - предприимчивые люди

Понятие социального предпринимательства официально появилось в 2019 году, но до сих пор многие путают его с благотворительностью. Кого можно считать социальным бизнесменом, как им стать и для чего, разберемся вместе с директором Центра инноваций социальной сферы Ленинградской области Софией ПАРСАДАНЯН.

Не путаем понятия

София поясняет, что социальный бизнес – это, не когда предприятие что-то делает бесплатно для детей или пенсионеров, это работа в определенной отрасли: образование, культура, здравоохранение, медицина, все что относится к производству товаров, работ и услуг для социально незащищенных слоев населения. Вторая важная экономическая категория социального предпринимательства – вовлечение в занятость социально незащищенные слои населения: людей с ограничениями по здоровью, пенсионеров, одиноких многодетных родителей, беженцев, выпускников детских домов и др. (всего 10 категорий). Если более 50% трудового коллектива относится к этой категории, вне зависимости от того, чем занимается фирма, она считается социальным предприятием. Если и ваша организация подходит под эти условия, можно заявить о себе и получить официальный статус.

До 500 тысяч на развитие

Два года назад министерство экономического развития России изучило ситуацию в сфере предпринимательства и разработало меры поддержки для социальных организаций. И уже с прошлого года появились федеральные гранты – от 100 до 500 тысяч рублей. В нынешнем году финансирование увеличено вдвое. Конкурс на гранты будет объявлен с первого июня по первое июля. София обращает внимание на то, что организация имеет право получить такой грант всего один раз.

– В прошлом году от Ленинградской области на грантовую поддержку были заявлены разные, но очень интересные проекты. Я бы отметила Владимира ТИТОВА из Выборга, представившего экзоскелет, у которого нет аналогов в России. Вообще в Выборгском районе много инициативных бизнесменов. На мой взгляд, социальные предприниматели активны потому, что их бизнес – коммуникация с людьми и для людей, а когда в центре внимания человек – это уже само по себе ресурсная история, – считает София.

На что можно претендовать

Каждый социальный предприниматель Ленинградской области имеет право на льготную налоговую ставку на доходы, с января нынешнего года она составляет не шесть, а всего один процент. Кроме того, бизнесмены социальной направленности имеют право на льготные микрозаймы от Фонда поддержки предпринимательства. Здесь очень выгодные условия: максимальная ставка 5%, минимальная – 2,5%.

– С точки зрения финансовой поддержки социальных предприятий интересны и субсидии: можно возместить до миллиона рублей затрат на аренду, покупку оборудования, инвентаря, модернизацию сайта, – поясняет София. – Что такое субсидия?  Это когда предприниматель потратил средства, а государство из бюджета ему их возвращает. Но это не предпринимательский бонус, а средства на развитие. Дальше он может использовать эти деньги в обороте и во что-то вложить. Поэтому условием получения субсидии является рост его основных экономических показателей, например, выручки, средней зарплаты и т.д. И этой мерой поддержки соцпредприниматели Ленинградской области активно пользуются: в прошлом году было подано около сотни заявок. В нынешнем году подача документов продлится до 15 марта, так что успеть еще можно.

Учиться никогда не поздно

По своему опыту София знает, что зачастую социальный предприниматель – профессионал в своей предметной области (педагогике, медицине, культуре и т.д.), но совершенно незнаком с ведением бизнеса, поэтому региональный Центр инноваций социальной сферы предлагает ему интересные консалтинговые сервисы. В первую очередь, это акселерационная программа, причем, речь идет не о теории, где просто рассказывают, что такое финансы, реклама или продажа, а о практической работе с экспертами над конкретными задачами предпринимателя. Конечно, это дорогостоящие услуги на рынке, а в рамках национального проекта в целях поддержки соцпредпринимателей такую услугу можно получить совершенно бесплатно.

– Независимо от того, претендует ли социальный предприниматель на грант, получал он его уже или нет, мы настаиваем на том, что участие в этой программе полезно практически всем. В нынешнем году акселерационная программа начнется с 25 марта, список участников еще формируется.

Мировая практика

– В сфере бизнеса опробуется метод мастермайнд – это когда собирается группа предпринимателей с модератором, и каждый участник ставит цель на определенный период. А дальше расписывается помесячный план действий. Группа регулярно собирается и отмечает, все ли пункты на пути к цели выполнены. При этом идет обсуждение, даются советы, рекомендации. На мой взгляд, интересно, когда каждый работает над своими задачами, но в группе, – делится своим мнением София Парсаданян. – Есть предположение, что такой подход положительно скажется на настрое предпринимателя и экономических показателях его бизнеса. Мы очень хотим внедрить эту практику и в нынешнем году намерены собрать подобные группы предпринимателей по районам Ленинградской области. Я бы охотно посмотрела, с какими результатами придем к концу года.

Идею мастермайнда предложил американец Наполеон Хилл, который изучил опыт успешных бизнесменов и опросил более 500 человек. В своих книгах «Закон успеха» и «Думай и богатей» Хилл анализирует идею сотрудничества группы людей для поддержки друг друга. Современные историки критикуют Хилла, но концепция мастермайнда прижилась во многих странах. Хилл размышлял об этом еще в 1928 году, но подобные группы существовали и раньше, например, в 1727 году Бенджамин Франклин организовал клуб из 12 человек. Члены этого сообщества собирались по пятницам, чтобы поделиться своими открытиями, обсудить политику, вопросы морали и философии.

Нынешние специалисты считают, что мастермайнд полезен, у него есть несколько существенных плюсов. Во-первых, взаимная поддержка: участники группы несмотря на провалы не будут смеяться над ними или принижать значимость проблем, отношения здесь строятся на понимании и взаимности всех участников. Во-вторых, разные точки зрения помогут увидеть проблемы, которые предприниматель ранее не замечал (обратная связь может не понравиться, но даст новое видение ситуации и возможностей). В-третьих, у каждого участника группы разный набор навыков и контактов. Обращаясь за помощью к другим, можно найти подходящие компетенции, чтобы решить собственные проблемы. И наоборот, предложить свои навыки, опыт и связи для помощи остальным участникам группы. В-четвертых, продвижение: эта методика дает возможность знакомства с новыми людьми, полезных контактов, которые, возможно, помогут развить бизнес, найти новую работу или единомышленников.

Все, что нас окружает, создали предприниматели

В завершение хочется пояснить, что София Парсаданян с бизнесом знакома не понаслышке: она много лет была консультантом-маркетологом на предприятии и все, что связано с предпринимательством, ей близко и интересно.

– Это общение с людьми, которые изобретают, создают, внедряют… Что там говорить, все что сегодня окружает нас, когда-то было придумано такими вот предприимчивыми людьми. Сегодня мне важно видеть, как специалисты могут им помочь. Это заряжает новыми идеями. Не понимаю, как кому-то может быть неинтересно работать с предпринимателями…

Екатерина ВОРОБЬЕВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также