Сергей Загацкий о выборгских поисковиках и поиске

2026
Сергей Загацкий (слева)

Недавно на страницах нашей газеты известный краевед и историк Андрей КАШКАРОВ рассказывал о том, как в Финляндии сохраняют память о павших на фронтах Зимней и Второй мировой войн. И государство, и самые обычные люди. Важная деталь: там ухаживают и за братскими могилами, в которых лежат те, которые считались противниками.

Время идет, меняется политическая ситуация, уходят люди. Остаются вечные ценности: боль утрат,  материнская любовь, память о своих корнях Андрей Кашкаров подчеркивает: не надо громких слов о патриотизме, нужно заниматься важным и нужным делом, чтобы не было не похороненных солдат, чтобы не осталось неизвестных рядовых той войны… Сегодня мы беседуем об этом с человеком, который  по велению сердца занимается поисковой работой. Поисковики ведь вообще народ особый, они отдают немалые силы и личное время (а порой и средства) занятию,  которое постепенно становится  главным делом жизни.

Неподалёку от посёлка Рощино, в местах, где в июне 1944 года шли сражения, положившие начало успешному развитию и завершению Выборгской наступательной операции, пять лет назад был основан мемориально-исторический район «Куутерселькя 1944». Энтузиасты здесь воссоздали очертания линии обороны, окопы, пулемётные гнёзда, артиллерийские позиции, музеефицировали сохранившиеся артефакты, собрали и выставили на стендах архивные снимки и сводки с полей сражений.

Руководитель МИР «Куутерселькя 1944» и командир поискового отряда «Озёрный» Сергей ЗАГАЦКИЙ рассказывает о том, как всё начиналось. А поводом для  этой нашей встречи послужила в том числе и военно-историческая реконструкция этого противостояния, когда была форсирован Карельский вал или линия обороны WT (от названий конечных точек - Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (Лебяжье) и Кивеннапа (Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (Соловьёво), прорвано северное полукольцо блокады Ленинграда и успешно завершилась  стратегическая  операция.

История этого проекта, как вспоминает Загацкий, началась восемь лет назад. Тогда с товарищами-поисковиками они работали здесь и поняли: в земле огромное количество незахороненных солдат, скорее всего, числящихся пропавшими без вести.

Мы подумали, что надо возвращать из небытия эти имена и события. Идея была моя, но один я, конечно, ничего не смог бы сделать. Сейчас в проекте около двадцати участников, все они работают с первых дней -  с тех пор, как мы стали сотрудничать с Рощинской администрацией и предложили здесь создать мемориальную зону. Сергей Загацкий

За эти годы участок леса радикально преобразился: воссозданы элементы линии обороны, проложены маршруты и информационное сопровождение всех знаковых точек, установлены мемориальные знаки. Лес вычищен, осыпавшимся от времени траншеям энтузиасты вернули былую геометрию. Появилась новая энергетика:

Со мной никогда не случалось никаких мистических историй за исключением одного эпизода: на краю садоводства мы с командиром отряда «Карельский вал» Славой СКОКОВЫМ нашли много наших и финских солдат, лежавших в воронках, траншеях. За пару месяцев работы нам уже казалось, что все подняты. Но у меня было какое-то ноющее, беспокойное чувство: ещё рано останавливаться. Несколько раз возвращался туда один – ничего… Однажды, ложась спать, в отчаянии сказал «ну ты хоть приснись или как-то иначе намекни, где тебя искать».

Ничего не приснилось, но я проснулся с чёткой мыслью: а вот в ту лощину мы не сходили… В выходной снова приехал на место, металлоискатель даже не включал, да и не надо было… копнул, и сразу нашёл.

Энергетика здесь светлая. Я согласен с нашим товарищем Сергеем Урванцевым, что это, когда-то дремучее и мрачное место стало меняться, - лес нас принял. Сергей Загацкий

Параллельно с созданием мемориальной зоны велись поисковые работы в окрестностях; традиция предавать земле прах погибших и не захороненных воинов не прерывается. И в этом году 12 июня в братской могиле на территории садоводства «Лебедь» прошло перезахоронение поднятых поисковиками отряда «Озёрный» красноармейцев. На месте их гибели в Мусталампи был установлен памятный знак (к сожалению, позднее пострадавший от вандалов). 

Командир отряда подчеркивает, что большую поддержку (в т.ч. и финансовую) оказывают энтузиасты, самые обычные люди:

Несмотря на то, что у нас всё бесплатно, люди, приходящие на экскурсию, оставляют в нашей импровизированной копилке какие-то средства. На самом деле без народной поддержки всё это осуществить было бы невозможно. Мы с ребятами за долгую зиму, когда невозможно работать в лесу, тоже стараемся создать минимальный финансовый резерв. Сергей Загацкий

В условиях независимости от государственных и каких-либо других фондов поисковики видят свои плюсы – так им удаётся сохранять идеологическую и историческую объективность:

Мы рассказываем и о подвигах нашей армии, и отдаём дань уважения противнику, финским солдатам. Устанавливаем мемориальные таблички на местах, где они были поняты. Люди выполнили свой воинский долг до конца, оставшись верными присяге. Война была трагедией для обеих сторон… Сергей Загацкий

16 июня петербургские, карельские и финские реконструкторы воспроизвели события 75-летней давности на историческом месте битвы при Куутерселькя с участием военной техники, пушек, пиротехники и других атрибутов, придавших реконструкции достоверности и приблизивших зрителей к реалиям раннего утра 14 июня 1944-го…

На подготовку этих двух насыщенных дней у организаторов ушло более полугода; ещё в ноябре, рассказывает Сергей Загацкий, они с единомышленниками создали общий чат, в котором обсуждались все идеи и планы. С началом тёплого сезона продолжилось воссоздание траншей, на нейтральной полосе был установлен мемориальный знак, собранный из найденного здесь же оружия солдат обеих сторон.

Мы объявили сбор денег, и благодаря помощи людей заменили на памятнике танкистам Фатееву и Харитонскому картонную табличку на металлическую. Собранных средств хватило ещё не несколько элементов памятных знаков, композицию Герою Советского Союза Шепелеву, благоустройство. Сергей Загацкий

Леонид КРАНКЕВИЧ

В тот день в рамках обширной программы свою книгу «Крушение последней надежды», посвященную началу Выборгской наступательной операции, Леонид КРАНКЕВИЧ. Вместе с соавтором Дмитрием КОЗУНЕНКО они самым тщательным образом изучили все возможные документы, касающиеся тех трагических событий. Во многом благодаря собранным ими сведениям,  был создан МИР «Куутерселькя 1944».

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также