Поисковики с почестями проводили погибших при штурме линии Маннергейма

Поисковики с почестями проводили погибших при штурме линии Маннергейма
1204
Поисковики с почестями проводили погибших при штурме линии Маннергейма

Неподалеку от станции Матросово находится воинское захоронение № 32. Железнодорожное полотно совсем рядом, и гудки проходящих мимо локомотивов словно салютуют воинам, погибшим за эту землю…

Согласно официальным данным, здесь покоятся бойцы и командиры Красной Армии, погибшие при прорыве линии Маннергейма в феврале 1940-го, а также в начале Великой Отечественной. Пока в паспорте воинского захоронения указано, что здесь нашли последний приют 557 неизвестных и 184 воина, имена которых установлены, в том числе Герои Советского Союза артиллерист Иван Петраков, разведчик Максим Рапейко и пулемётчик Алексей Щепкин.

Как будто погибли вчера

Шесть лет назад здесь было увековечено более двух тысяч имён. Это бойцы, погибшие в окрестностях – в котле Порлампи, в Медянке, на острове Ласисаари. Драйвером этой идеи был председатель совета ветеранов Советского поселения Вячеслав ШОХИН. Сейчас, когда поисковики перезахоранивают в Матросово поднятых ими на полях сражений бойцов, список имен постепенно увеличивается.

На днях в Матросово обрели покой еще 27 воинов, останки которых следопыты обнаружили нынешним летом. Командир поискового отряда «Советский патриот» Ольга БОГДАНОВА рассказывает:

- Мы хороним бойцов и командиров 7-й стрелковой дивизии, погибших в феврале 1940-го года при штурме линии Маннергейма в районе нынешнего урочища Свердловское, до линии противотанковых надолбов. Имена двоих попытаемся установить, т.к. при них обнаружены подписные вещи (так поисковики называют предметы нехитрой солдатской утвари, на которых имеются надписи. Чаще всего боец выцарапывал на ложке или котелке свою фамилию – прим. авт.), но потребуется, конечно, дополнительная работа в архиве военно-медицинских документов. Также мы предает земле прах двух десантников предположительно из 160-го стрелкового полка 224-й стрелковой дивизии, погибших в 1944-м и найденных на острове Кормовой.

Все погибшие были сброшены в стрелковые ячейки, по словам Ольги Богдановой, лежали так, как будто погибли вчера. У одного была при себе фляга, у другого - ложка. на которых  удалось прочесть словосочетания «блин» и «сало». На первый взгляд, может показаться, что это фрагменты фамилий, например: Саблин и Мосалов. Но поисковики считают, что, скорее всего, это и есть сами фамилии, носители которых были родом с Украины, где подобные варианты встречаются сплошь и рядом. Будем надеяться, работа в архиве всё прояснит.

Боевой путь длиной в 22 года

Согласно исторической справке, 7-я стрелковая Черниговская (бывшая Владимирская) трижды Краснознамённая дивизия имени Фрунзе была сформирована в 1918 году в Ярославском военном округе из представителей разных национальностей Советского Союза - украинцев, армян, осетин, евреев.

В поисковых работах отряду «Советский патриот» помогали коллеги из отряда «Энсо», а также представители инженерно-сапёрного батальона 138-й Отдельной мотострелковой бригады. По событиям февраля 1940-го у поисковиков есть архивные данные, согласно которым в окрестностях места, где они обнаружили 27 бойцов, лежат ещё не менее трёхсот.

Сила – в единстве

В работе поисковиков разделить результаты разных экспедиций можно только по местам обнаружения солдат и, соответственно, по братским могилам, куда их хоронят с воинскими и христианскими почестями. Зачастую работают следопыты все вместе, дружно и слаженно.

Председатель поискового клуба «Космос», сформированного более четверти века назад при академии военно-космических сил имени Можайского, Сергей ПАНИН отмечает, что всё лето его отряд вместе с военными из Каменки, «Советским патриотом» и другими отрядами участвовал в поисковой вахте на острове Клёст. Но опыт работы на выборгской земле был приобретен гораздо раньше – ещё в середине 90-х на других островах Выборгского залива, в частности, на Игривом (прежнее название Тейкарсаари). Так что эти края поисковикам из «можайки» хорошо знакомы:

Тогда мы подняли 149 красноармейцев, которые теперь покоятся в местечке Пихтовое, где лежат их боевые товарищи.

За годы деятельности поискового клуба «Космос» было поднято более трёх тысяч воинов, установлено свыше трёхсот имён, найдено около пятидесяти их родных и близких. Сергей Панин вспоминает историю поиска родственников солдат, павших на острове Клёст: на сегодняшний день известно 324 имени, информация о них направлена в места их призыва в разные регионы и бывшие республики Советского Союза, и  уже откликнулись внуки и правнуки шестнадцати бойцов.

Речи, гимн, минута молчания…

Открывая церемонию перезахоронения у братской могилы на станции Матросово, глава администрации Советского поселения Марк КАРВЕЛИС подчеркнул: память о войне, во Великой победе и великом подвиге нашего народа - это то, что нас сегодня объединяет.

Глава поселения Андрей НЕКРАСОВ продолжил эту мысль:

Наш долг памяти – найти погибших, похоронить с почестями, установить имена. Трудно переоценить труд отряда «Советский патриот». При поддержке администрации и совета депутатов мы проводим планомерную работу с архивами и поисковиками. Сюда приезжают следопыты из Екатеринбурга, Москвы, других регионов, и мы планируем и координируем эту работу в тесном содружестве с правительством Ленобласти и главным специалистом комитета молодёжной политики Германом САКСОМ.

Официально шефствует над захоронением администрация поселения. Но местные власти хотели бы привлечь к общему делу и РЖД. Андрей Некрасов объясняет логику этой идеи: есть сведения, что именно здесь в годы войны был разбит бронепоезд и погибли не только военные, но и железнодорожники.

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также