Павел Важенин, ровесник Великой Победы

Павел Важенин, ровесник Великой Победы
1109
К сожалению, в нынешнем году Павел Важенин покидает школу

Имя Павла ВАЖЕНИНА хорошо известно в нашем городе. Замечательный учитель, лидер и душа школьного спортивного ориентирования – сотни взрослых, состоявшихся людей, бывших его учеников с нежностью вспоминают Павла Валентиновича. В нынешнем году ему исполнилось 75 лет. Сегодня о своем отце, о семейных традициях, о вечных ценностях размышляет его сын, Кирилл Важенин.

Дорогие читатели! Я хочу рассказать вам о своем отце, Павле Валентиновиче Важенине. Вы спросите: почему пишешь для всех? С лёгкостью отвечу: потому что папа живёт не только для семьи, а также для всех, кто стремится познать этот мир через физические законы, кто желает видеть этот прекрасный мир, соприкоснуться с ним и порадоваться.

В Выборг он приехал в свое время из далекой Сибири. Родился в Иркутской области, в Братске 18 мая 1945 года. Родители познакомились в 1944 году в Манчжурии. Детство прошло без отца, который не вернулся с войны. Папе приходилось быть за главного помощника в семье до встречи его мамы, Антонины Николаевны, с Валентином Александровичем Важениным. С этого момента жизненной истории мой папа стал именоваться Павлом Валентиновичем Важениным. У него появляется брат Виталий, на котором Павел отрабатывает первые педагогические навыки.

Впоследствии семья переезжает в город Моршанск Тамбовской области, где папа заканчивает среднюю школу. Отработав короткое время токарем на мотороремонтном заводе, уходит в армию. Служил он три года в войсках ПВО, был связистом. После армии поступил в Новгородский педагогический институт, (Господин Великий Новгород) на математическое отделение, где познакомился с моей будущей мамой – Ниной Алексеевной Лукиной.

Папа – отличный организатор, решительный и смелый человек. Еще в институте возглавил профсоюзное движение вуза и на его основе организовал туристический клуб – с этого момента берет начало туристическая жизнь нашей семьи, т.к. мои родители вместе покоряли вершины гор страны, где познали трудности, взаимовыручку и пришли к выводу, что для семейной жизни они оба друг другу вполне подходят...
Испытания в походах творят с людьми чудеса! Если хочешь узнать сущность человека, то возьми его в поход на 1-2 недели. Через несколько дней люди раскрываются, а после взятия парочки перевалов сбрасывают маски и становятся совершенно естественными. Между прочим, благодаря походам, мои родители сопричастны к созданию множества крепких туристических семей, которые до сих пор благодарны им и никогда не обделяют вниманием: звонят, приходят в гости и приглашают на свои праздники. Спасибо вам, мои туристические друзья, за вашу поддержку и заботу о моих родителях!

По окончании института родители получили статус молодых специалистов и вместе отрабатывали «по распределению» три года в деревне Любцы Новгородской области – малым педагогическим составом обучали детей в сельской школе. В таких небольших школах каждый учитель ведёт, как правило, несколько предметов, и отец взялся за преподавание физики, поняв, что это его направление. Он «зажёгся» изучением этого предмета и зажигает по сей день многих учеников и учителей Выборга, а также учителей других городов и стран.

Знаменательная дата в нашей семье – 28 апреля. В этот день в 1971 году мои родители поженились. Свадьба была деревенская, скромная, но красивая и торжественная – сужу об этом по старым фотографиям и воспоминаниям родителей.

Из деревни Любцы родители приезжают в Выборг, на родину моей мамы, где начинают свою педагогическую деятельность, собирая вокруг себя учительскую семью.

В Выборге родилась моя сестра, Елена, а позже появился на свет и ваш покорный слуга. Сначала наша семья жила в маленькой квартирке школы № 12 под спортзалом, а потом получила более просторную квартиру – зажилось более свободно. Родители мои очень гостеприимные люди – у нас часто были добрые, хорошие гости, приносящие в наш дом радость!

В Выборге папа создаёт туристический клуб «Вертикаль» из желающих испытать себя школьников. Мама в походах всегда была рядом – они, как и раньше, делили ответственность, трудности и, конечно, – радости, по сути они были для школьников настоящими туристическими родителями.

Когда мне было шесть лет, родители впервые взяли меня в поход. Честно признаюсь, что для меня такое неожиданное путешествие на Северный Кавказ стало непростым и в то же время очень интересным испытанием – я не понимал вначале, к кому мы целый день идём в гости. Через день, когда пошли на трудные перевалы, быстро всё понял.

Благодарен Богу, что через родителей Он дал нам с сестрой возможность созерцать созданную Им природу, много путешествовать увидеть множество красивейших уголков нашей необъятной Родины: Крымские, Кавказские, Уральские и Хибинские горы, Карельский перешеек… Каждый год, на осенних и весенних каникулах, папа водил всю свою семью вместе со школьниками в походы, а на майских праздниках и летом мы с туристами уезжали на соревнования, возвращаясь с наградными кубками – были свидетелями, как наши ребята побеждали! Благодаря бурной, туристической жизни, мы не посещали демонстрации, чему очень радовались: туризм для детей ближе по душе!

Отец меня учил всему в основном своим примером: ставить цели и побеждать, не боясь трудностей. Воспитывал во мне организаторские навыки, приучал к порядку на рабочем месте, к работе с инструментами (для парня это так важно!) – мы с ним мебель собирали своими руками, в трудные 90-е годы вместе осваивали огород, выращивали свой урожай… С папой мне интересно, он на редкость разносторонний человек.

Очень интересно отец развивал мою память. Когда я был ещё дошкольником, брал меня на свои уроки, сажал за последнюю парту, давал старый амперметр, и начинался мой творческий умственный процесс: на одном уроке я разбирал этот бедный прибор по деталям, а на другом – собирал, и если он работал, то испытание моей памяти проходило вполне успешно.

Так же, как многим и многим детям, папа привил мне любовь к физике. Мне посчастливилось учиться у него с 7-го по 11-й классы. Для парней физика – предмет полезный и нужный для жизни. На отцовских уроках всегда было очень интересно (я предполагаю, что меня поддержат в этом многие его ученики) Во-первых, это были опыты наглядные – дети так любят представления. Во-вторых, фильмы по физике – настоящий кинотеатр. А главное – интересный рассказ о физических законах с примерами из жизни и, конечно, неиссякаемый юмор учителя, который раскрепощал всех учеников – на уроках царила дружеская, доверительная атмосфера. В подтверждение вышесказанного добавлю, что в 2005 году Павел Валентинович Важенин был назван Учителем года Ленинградской области.

Преподавал он в выборгских школах № 14, № 37, а также некоторое время – в школе № 13. Сейчас выпускает учеников школы № 37 во взрослую жизнь. К сожалению, в нынешнем году он покидает школу, уступая дорогу более молодым учителям, но учеников тем не менее не оставляет, потому что его цель жизни неизменна: учить мыслить, делать правильные выводы и зажигать знаниями. Ученики его сами ищут как «родник знаний», чему нередко я сам был свидетелем, и планку в учительской среде он по-прежнему держит на высоком уровне.

Деятельность моего отца – это созданные туристические семьи, около 300 олимпиадников по физике, астрономии, робототехнике, туризму. Это множество кубков, завоеванных на всесоюзных, всероссийских, областных и городских соревнованиях по туризму. И все-таки, на мой взгляд, главное, что у них с мамой получилось, это создать крепкую и надёжную семью, проверенную временем.

Кирилл Важенин

Читайте также