Отцы и дети: опыт необычных решений

Отцы и дети: опыт необычных решений
1859

 Участвуя в конференции Академии постдипломного педагогического образования, наш корреспондент обратил внимание на то, как часто звучит понятие «читающие мамы» применительно к методологии детского чтения. И никогда речь не заходит о читающих отцах как примерах для развития ребенка.  Примерно так же родительские роли распределяются и в семье: мама воспитывает и учит, а папа (если он есть) много работает, занимаясь с детьми эпизодически.

Глава семьи работает – дети видят его редко

Драма итальянского режиссера Дино Ризи «Взрослая любовь» (другое название «Жизнь с детьми») с несравненной Моникой  Белуччи в главной роли на многое откроет глаза неискушенному зрителю. В фильме отец пятерых детей, оставшись без супруги, ежедневно вынужден пробовать себя в роли Отца-воспитателя. Согласитесь, в наше время родители в больших семьях заслуживают большого уважения и, не побоюсь этого слова, награды. На примере своей семьи, где четверо общих несовершеннолетних детей и один, постарше, от первого брака жены, я убедился: государство наше в этой части на поощрения скупо, эпизодические акции не в счет.

Не секрет, что типичная роль отца в современной России – «зарабатывать деньги», знаю мужчин, занятых на нескольких работах, вкалывающих без выходных, зарабатывающих «все деньги мира», а распоряжаются которыми жены. Если это всех устраивает и все в семье в порядке, –прекрасно. Но есть несомненные минусы в этом раскладе. Для занятий с детьми работоголикам-отцам остается времени, увы, немного. Воспитывают детей в основном матери, так как ребенок учится во многом на примере того, кто рядом, т.е. мамы. Стоит ли удивляться, что из-за недостатка мужского воспитания в семье мальчики, случается, имеют черты характера, свойственные скорее женщине. Мальчик, затем юноша и наконец мужчина вырастает без мужского примера, он не готов к взрослой жизни. Одностороннее воспитание дочери в условном матриархате не менее опасно: девочки копируют поведение матери как норму жизни и, вырастая, не видят ничего страшного в разводе. А потом появляются субъективные сентенции, будто мужчины «ни на что не способны».

Папа может…

Вот почему «радуют глаз» мамы с детьми, гуляющие или спешащие по делам – своим и детским. Дети за ручку с папой на улице, увы, редкость, разве что по выходным и праздничным дням, есть теперь даже такое понятие: «воскресный папа». Однако, на мой взгляд, гулять с детьми, обеспечивать их и дарить подарки – это совсем не то, что жить с ребенком-дошкольником в одной квартире постоянно «с рассвета до заката». Слушать, и что немаловажно – слышать своего ребенка, находящегося рядом и ежеминутно задающего вопросы, то есть отвлекающего от «глобальных мировых проблем», которыми занят в размышлениях и действиях мужчина (так он исправляет мир), быть ежеминутно примером ребенку, требующему внимания, проявлять чудеса терпения, которое незаметно и легко только тому, чья родительская любовь безусловна, – все это очень непросто.

Тема эта присутствует в некоторых отечественных фильмах, к примеру, в «Служебном романе» Новосельцев один воспитывает двух мальчиков. Ситуация для современной России нетипична, но такие случаи есть. Мой племянник добился лишения родительских прав сожительницы, укатившей в Швецию, и уже несколько лет воспитывает дочь. Мой сослуживец по решению суда «переселил» к себе для совместного проживания ребенка после развода. Знакомый шахматист в рязанской деревне воспитал троих детей самостоятельно после того, как жена «сбежала» от него, прихватив семейную кассу. Наблюдая вживую эти, казалось бы, противоестественные ситуации, начинаешь задумываться над тем, что предпочтительнее для отца: зарабатывать деньги, передоверив воспитание матери или все-таки, может быть, даже в ущерб материальному благополучию, больше быть рядом с детьми?

«Кто тут такой хитрый?»

Родительские права и обязанности равны. Но опытный адвокат скажет, что суды предпочитают выносить решения в пользу матери. Отец, проживающий раздельно, нередко борется за свои права – процесс подчас длится годами (в России, кстати, борьба за свои права становится стилем жизни). Если ребенка отдают отцу, отныне вся жизнь папы посвящается ему.  Малыша не оставишь одного, а когда он рядом, готовьтесь отвечать на самые неожиданные, а главное, постоянные вопросы. «Почему обычно мои волосы коричневые, а когда я их намочила, они стали черные»? «Папа, не переслать ли этот вопрос в передачу «Что? Где? Когда?»? – и т.д., и т.п. Помню, что о работе первые два месяца я и помышлять не мог, потом привык. Понял, что если дочку чем-то увлечь, тогда можно недолго заниматься рабочими вопросами. Стиральная машина в это время стала работать на износ, кухонные причиндалы – тоже. Особое внимание – промокшим ногам, вспотевшей, не дай бог, спинке, потерянным варежкам, переодеваниям и транспорту. Почти никуда не удается пойти одному – всюду теперь вместе. Походы в туалет в общественных местах – особая песня. Никакого алкоголя и курения. Играть надо не в свои, а девчачьи игры. К примеру, берется труба из твердого картона, к ней привязывается веревка типа паракорда с петлей, затем тебя, по детскому замыслу, сажают на эту трубу верхом, петлю дают в руки – как вожжи или бразды правления, на глаза надевают маску для сна, и ты становишься лошадью с оригинальным названием «Беззубик», тебя погоняют сзади концом веревки, и ты должен скакать по полу с непременными возгласами «и-го-го».

Я пишу эти строки в свободное время, в полпервого ночи, а со стороны кровати сзади в правое мое ухо прилетает шкурка от банана, и слышится детский смех. Отвлекаясь, я спрашиваю: «Кто тут такой хитрый?», а мне в ответ: «Через окно приходила хитрая лиса и бросила шкурку волчонку». И далее без паузы: «Я спать не хочу, иди, будем в микроскоп на ногти смотреть».

Если судьба дает тебе лимон…

Коронавирус, конечно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и на семейные отношения. Именно теперь я понял, что прежде большая часть жизни детей проходила мимо меня. Отправляясь на работу и даже в командировки, я предоставлял жене заботиться об их воспитании. Но решил изменить ситуацию. Когда удалось выхлопотать основной отпуск, я увез дочку в деревню. Потом оформил еще два отпуска, чтобы не возвращаться в мегаполис, ежедневно выдающий новую порцию зараженных. В деревне жизнь особая, и тут за ребенком нужен глаз да глаз: отопление печное, водопровод, канализация – все это не как в городе. Устроить ребенка в детский сад в формате ограниченного пребывания нельзя, ходили на рыбалку, в поля, за грибами, купались в озере, приучились к заботе о животных и растениях, в баню дочка ходила с крестной мамой, гоняли на велосипедах и самокатах, объездили все соседние города и области, и окультурились местными достопримечательностями. Полюбили лошадей – тут они еще есть.

 В целом, случился удачный опыт, ведь иначе ребенок никогда бы не провел полгода в деревне.  Так что, если судьба подсовывает тебе лимон, – сделай из него лимонад. Неожиданной наградой стало заявление дочери: «я не хочу домой». Ну, это понятно: и я тоже не хочу. Но свобода не всем по сердцу: пока путешествовали, мама написала письма везде, где возможно – от президента страны, органов опеки и моего официального работодателя до следственного комитета, где, опросив стороны и детей, недавно отказали в возбуждении уголовного дела против отца, взявшего к себе ребенка. «Экий, – говорит следователь, – ты, братец, барабан: били тебя, били, и все никак не добьют».

Вот такая история… Никакие «единые областные родительские дни» и циркуляры администраций (возможно, кому-то и очень нужные) не помогут воспитывать детей родительским примером. Наверное, мой поступок не во всем безупречен. Нельзя лишать ребенка возможности жить в семье, с братьями, сестрами – воссоединение неизбежно, однако, не меньший эгоизм, на мой взгляд, в том, чтобы жить в режиме навязанных условностей, не показывать ребенку разносторонний удивительный мир. Все должно быть в гармонии. Признаюсь, никогда не ждал от себя радикальной решимости, до того, как своей поддержкой дети помогли понять мне, отцу, мои скрытые возможности. Мы, отцы, действительно можем изменить к лучшему свою жизнь и жизнь наших детей. Только теперь я стал понимать, какова истинная любовь ребенка и как она проявляется. Да, производительность труда у меня как у как работника понизилась, но поскольку «бог закрывает дверь и открывает окно», мы буквально познаем мир вместе, я наслаждаюсь разносторонними проявлениями жизни и перестаю быть машиной для добывания денег, сползающей в сон от усталости. Теперь только понял, как трудно ежедневно нашим женам, матерям, ведь я добровольно примерил роль мамы. Ежедневно я не только учу дочку, но и учусь у нее. Надолго ставшая моим будущим, она даже и теперь в чем-то остается для меня загадкой. Иногда бывает так, что и не отвяжешься. Но, наверное, это и есть счастье…

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также