Новые подробности о секретном

Новые подробности о секретном
579
Новые подробности о секретном

К истории советских военных разведчиков, переподготовленных из финских солдат.

Из кузнецов в разведчики

Однако, вернемся к истории с Хейккиненом, которая выводит на другие, пока менее известные персоналии, как конец одного лабиринта дает начало следующему. Будущий советский разведчик на территории воюющей Финляндии Эмиль Хейккинен (на фото), при допросе финским следователем осенью 1943 года рассказывал, что в начале апреля 1942 года в «советском плену» человек по имени Кемппайнен работал переводчиком у следователей НКВД в Кеми. Кемппайнен угрожал Хейккинену смертью, и требовал, чтобы тот «отвечал только правду». Действительно, Эса Кемппайнен, по гражданской специальности – кузнец, родился в Пииспяярви 16 февраля 1910 года, по политическим соображениям уехал в Советский Союз в 1930 году. Тринадцатилетний период его деятельности пока неизвестен, кроме того, что в 1938 году он закончил курсы радистов в Сормовской школе (теперь Нижний Новгород). Э. Кемппайнен был  призван в Красную Армию в Челябинске в ноябре 1943 года, и после специальной подготовки в разведшколе в Куйваниеми (окрестности Беломорска) направлен в финскую провинцию Кайнуу 3 апреля 1944 года с разведгруппой (позывной «Соседи») в качестве проводника, знающего местность и радиотехнику. Но эта миссия и для него не была особо удачной. Как мы уже знаем, Кемппайнен арестован финскими военными в своем родном доме в Суомуссалми 14 апреля 1944 года и казнен в Оулу 15 июля. Рейно Пехконен, согласно финскому реестру военнопленных, вернулся в Финляндию из СССР как шпион.

И Андропов, и Маннергейм…

Помимо Хейккинена, несколько других финских военнопленных также утверждали, что встречались с  советскими разведчиками, ставшими впоследствии широко известными. К примеру, мл. сержанта финской армии Аарне Лайне в канун рождества 1941 года допрашивал Юрий Андропов, в то время возглавлявший Дубкинскую разведшколу Карельского фронта. На первый взгляд, такое утверждение известного финского историка Суденниеми  кажется невероятным, однако ему найдены доказательства. Спустя несколько месяцев  после упомянутого эпизода  маршалу К.Г.Э. Маннергейму и Акселю Фредрику Айро от Андропова было передано инициативное сепаратное предложение. По сведениям г-на Суддениеми, Маннергейм в ответ заявил: согласие на сепаратный мир означало бы, что Финляндия признает себя в войне проигравшей стороной.

Судьба Маннергейма и Айро по-своему интересна. По сведениям из открытых источников, в 1939 году, вскоре после начала Советско-Финляндской войны, верховный главнокомандующий армии Финляндии Карл Густав Маннергейм назначил полковника Айро генерал-квартирмейстером (в мирное время  такой должности не существовало) Фактически же Айро занимался руководством всей оперативной деятельности Генерального штаба, при этом начальник Генштаба генерал-лейтенант Карл Леннарт Эш от решения оперативных вопросов был в значительной степени отстранен. А в начале декабря 1944 года А. Айро был назначен уже на должность начальника Генерального штаба. В июне 1945 года Аксель Айро был арестован по подозрению в измене родине; одним из обвинений, выдвинутых в его адрес, стало участие в незаконной подготовке вооруженных действий, весной 1948 года его уволили с военной службы, но впоследствии – до самой его кончины в 1985 году – неоднократно награждали.

Вот такие любопытные новые данные удалось отыскать вашему корреспонденту в новом году, с началом работы Российского государственного военного архива и других подразделений. Особое значение автор этих строк придает не описанию опасных военных историй, а возможности – с помощью таких публикаций (пока еще живы очевидцы и участники тех событий, их родные и близкие) – прояснить и зафиксировать новые факты, относящиеся к тому времени. Это важно, в том числе и для истории…

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также