Мы верим твёрдо в героев спорта!
В былые годы из Выборга в Ленинград, а потом в Петербург на авто ездили через Сестрорецк, особого внимания ему не уделяя. Наш корреспондент, следуя вместе с группой туристов в Северную столицу, намеренно остановился в этом городе, известном своими спортивными достижениями.
Не только шалаш, но и футбольный мяч
Первое упоминание о торговом поселении-ярмарке Сюстербэк (Systerbäck) в устье реки Сестры обнаруживается в шведских хрониках 1643 года. В результате Северной войны Петру I удалось отвоевать эти земли, включая и устье Сестры. Здесь в мае 1703 года русские войска разгромили двенадцатитысячную армию шведского генерала Крониорта.
В советские времена школьникам рассказывали о том, что в шалаше на берегу реки Сестры скрывался творец революции Владимир Ильич Ульянов (Ленин). К этому памятному месту и вели туристские тропы, но этим летом наша первая остановка была возле памятника тренеру, футболисту и хоккеисту Всеволоду Боброву.
Этот легендарный спортсмен родился 1 декабря 1922 года в Моршанске Тамбовской губернии. В те времена на завод, располагавшийся в приграничном Сестрорецке, набирали рабочих-инструментальщиков, сюда и переехали родители с четырехлетним Севой и его старшим братом. Отец целый день работал на заводе, а сыновья летом забивали футбольный мяч в нарисованные на кирпичной стене ворота, а зимой гоняли на коньках по Сестрорецкому разливу.
После школы Всеволод работал на инструментальном заводе и играл в заводской футбольной команде. Когда началась война, парень хотел идти добровольцем на фронт, но ему дали бронь и с заводом эвакуировали в Омск. В мирное время его дальнейшая футбольная судьба проходит в Москве. Осенью 1945 года команда советских футболистов отправляется на матч в Великобританию. Чопорные англичане сначала не приняли всерьез советских спортсменов, которые выиграли две игры, а две сыграли вничью. Шокированные английские чиновники от спорта предложили футболистам заключить контракт, в документах которого суммы должны были вписать они сами. Но тренеры советской команды наотрез отказались: «Наши спортсмены не продаются!»
Команда стала непобедимой, и главную роль в ней играл нападающий Всеволод Бобров. Не всегда спорт бывает честным, противники стали наносить травмы нашему футболисту, и, когда у него все ноги были изранены, он стал играть в хоккей.
Советский футболист, хоккеист, футбольный и хоккейный тренер, Олимпийский чемпион 1956 года, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР, уникальный в истории спортсмен, выступавший и на летних (1952), и на зимних (1956) Олимпийских играх, был при этом в обоих случаях капитаном национальной сборной. В Сестрорецке считают Боброва более футболистом, чем хоккеистом, поэтому и в бронзе он запечатлен с мячом.
Зощенко и газета «Правда»
А вот еще один памятник, на этот раз писателю. Сидит на скамеечке каменный Михаил Зощенко, рядом зонтик-тросточка и газета «Правда» (именно в «Правде» в свое время было опубликовано известное постановление оргбюро ЦК ВКП(б), резко критиковавшее Зощенко и Ахматову). С Сестрорецком связано многое в жизни писателя, его имя носит местная библиотека, здесь Зощенко и похоронен.
Родился будущий писатель в Петербурге в небогатой дворянской семье. Отец был художником-мозаистом, именно он создал мозаику на входе в первый музей города, посвященный одной персоне, а именно – Александру Суворову, и открытый при Николае Втором.
Мать – актриса, в детстве писала маленькие рассказы, которые печатали в газете «Копейка». Видимо, литературный талант передала и сыну. Участник Первой мировой войны, после отравления газами Михаил Зощенко был списан в нестроевые. В Петрограде не гнушался разными способами обеспечить свое существование, здесь началась и его писательская карьера.
Курортная зона всегда была популярна, в свое время ее облюбовали художники, писатели, поэты… Кстати, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов также родом из Сестрорецка.
И стал княжеский дворец музеем
Музей спорта открылся в феврале прошлого года в так называемом последнем дворце Санкт-Петербурга. Построено здание накануне Первой мировой войны в 1914 году (архитектор Иван Фомин) и предназначалось для самого богатого человека дореволюционной России – князя Семена Абамелека-Лазаряна (двойные фамилии тогда были популярны в России и давались исключительно по повелению императора). Промышленник, золотодобытчик, меценат очень любил свою жену Марию Павловну, которая была на 20 лет его моложе. Представительница рода Демидовых родилась и выросла в итальянской Флоренции, с детства обожала балет. Знатное происхождение не позволяло ей стать профессиональной танцовщицей. Любящий муж построил для жены на берегу Мойки театральный комплекс, в одном из залов которого Мария Павловна танцевала для узкого круга приглашенных. Но в 1916 году на Кисловодском курорте Семен Семенович умирает от инфаркта в возрасте 54 года, а его вдова навсегда возвращается во Флоренцию…
После революции в здании располагалось управление уголовного розыска, потом Пушкинский Дом хранил здесь свои фонды, устраивал выставки, а в 30-е годы прошлого века правительство Ленинграда передало его городскому комитету физкультуры и спорта, который и владеет им более 90 лет. Благодаря этому дворец почти полностью сохранился.
Кстати, в телефильме советского времени «Эзоп» вилла греческого философа Ксанфа, которого играл Олег Табаков, снималась в этих интерьерах.
Колонны из искусственного мрамора, широкие гранитные ступени театральной лестницы, зеркало, в которое когда-то любила смотреться хозяйка, над зеркалом светильник в стиле модерн – это то, что дошло до нас с дореволюционных времен.
Сейчас на стенах вдоль лестниц можно рассмотреть редкие архивные исторические фотографии, рассказывающие о жизни и соревнованиях советских спортсменов и физкультурников. (По замыслу первого владельца, здесь должна была красоваться многотонная каменная плита размером 9 х 3, обнаруженная им во время экспедиции в Пальмиру, с текстом таможенного соглашения, высеченном на арамейском языке. Князь заплатил за нее немалые деньги, но началась война, и плита затерялась. Всплыла через много лет во Франции, правительство которой в знак дружбы подарило ее Советскому Союзу, и в настоящее время плита находится в Государственном Эрмитаже).
Униформа дореволюционного футболиста в витрине напоминает туристам о том, что Санкт-Петербург – это еще и «колыбель» отечественного спорта. В 1897 году на Васильевском острове состоялся первый официальный футбольный матч в истории России. Соревновались «Кружок футболистов» и «Кружок любителей спорта». Сейчас на этом месте – спортивная площадка университета.
Об этом матче, о героях спорта и не только о них рассказывает нам экскурсовод. Основная информация о российских спортсменах размещена в просторном зале с колоннами, между которыми видна анфилада – балкон для оркестра из 20 музыкантов. Когда-то здесь накрывали столы для банкетов, в которых могли участвовать до 150 гостей. А в советское время работал лучший гимнастический зал, где тренировались известные спортсменки.
В спорте надо жить ярко!
В этом необычном здании открыта постоянная экспозиция Музея спорта. Светящаяся лента, извиваясь, огибает зал, ведет посетителя от дореволюционной эпохи к дням сегодняшним. В витринах – уникальные экспонаты, сопроводительная информация к которым размещена на стендах.
Самым первым олимпийским чемпионом в истории нашей страны был фигурист Николай Панин-Коломенкин (российский спортсмен, олимпийский чемпион 1908 года в дисциплине «специальные фигуры»). Тренировался в Юсуповском саду, где в те времена находился лучший в Петербурге каток, при нем была открыта школа фигуристов и конькобежцев, и именно здесь прошли первые соревнования мира и Европы по фигурному катанию и конькобежному спорту. Медаль спортсмена хранится в государственном Эрмитаже.
Николай Панин участвовал в Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме в соревнованиях по стрельбе из пистолета – это был первый случай участия спортсмена во вторых Играх в другом виде спорта. Кроме этого, Панин стал первым спортсменом, кто соревновался в зимнем (фигурное катание) и летнем (стрельба) виде спорта в рамках Олимпийских игр.
После революции этот человек, судьба которого связана со многими видами спорта, остался в советской России, полностью отдаваясь своему любимому делу. И даже в блокадном Ленинграде 1942 года он тренирует спортсменов общества «Динамо»! История знает Николая Панина не только как талантливого спортсмена, но и как выдающегося тренера и педагога. Среди его учеников чемпионы России и СССР Карл Олло, Ксения Цезар, Пётр Чернышёв, Пётр Орлов, Евгения Алексеева (Оборина), супруги Александр и Раиса Гандельсман.
Панин-Коломенкин умер в 1956 году в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
Кубки, медали, афиши…
Экскурсовод расскажет вам о переходящих кубках первым победителям спартакиады по стрельбе из пистолета и спортивным гимнасткам. О картинах, подаренных музею петербургскими художниками, о людях, занятых в олимпийском движении. Об афишах, завоеванных медалях, уникальных грамотах военных лет. Отдельная витрина посвящена Московской Олимпиаде. Есть витрина, рассказывающая о великом велогонщике, нашем земляке, трехкратном олимпийском чемпионе Вячеславе ЕКИМОВЕ.
Более ста тысяч предметов из фондов хранения Московского музея спорта были в свое время подарены Петербургу. Самым красивым экспонатом, выставленным в этом зале, считается «Приз Майрано» – символичная скульптурная композиция, свидетельствующая о важности командных усилий для достижения победы. Разглядывая экспонаты, понимаешь, что даже в годы самых тяжелых испытаний, страна проводит соревнования и чемпионаты по разным видам спорта, к примеру, состязания конькобежцев в январе 1943 года.
Примечательно, что современные золотые медали на самом деле – сплав металлов, покрытый позолотой, которая блестит, в отличие от чистого золота, из которого изготавливали медали до 1913 года.
Самая дорогая из выставленных наград – это фарфоровая ваза, расписанная замечательным ленинградским графиком Андреем Ларионовым в 1987 году для газеты «Ленинградская правда». На призы газеты в течение двух десятилетий проводились международные хоккейные турниры, которые всегда выигрывала сборная команда СССР. В тот год хоккеисты увезли эту вазу в Москву, и вот через 37 лет круг замкнулся: ваза снова в городе, где её создали. Даже ради того, чтобы её увидеть, стоит посетить музей!
Ольга НАБАТОВА
Читать все статьи автора Ольга Набатова
Читайте также
-
Президент РФ установил единовременные выплаты в честь Дня Победы
-
В пятницу в правительстве Ленобласти будут обсуждать веерные отключения в СНТ
-
В этом году баха «Россия – Северный Лес» пройдет на новой трассе
-
Потому что без воды…
-
С 1 марта нелегальных гидов начнут штрафовать
-
Выборг принимает фигуристов Северо-Запада России