Мультицентр социальной и трудовой интеграции: инновационные подходы в обучении и трудоустройстве

Мультицентр социальной и трудовой интеграции: инновационные подходы в обучении и трудоустройстве
1918

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» было создано пять лет назад по инициативе Благотворительного фонда «Место под солнцем» при поддержке Правительства Ленинградской области. 

Мультицентр или «Мультик», как его ласково называют в Фонде, является одним из его приоритетных проектов, а Ирина Дрозденко его директором и председателем Совета Фонда.

Ирину Дрозденко можно смело назвать новатором, использующим в своей работе инновационные подходы. Инновация — это не только новый товар на рынке, но и новая социальная технология, предполагающая создание более эффективной услуги, лучше удовлетворяющей потребности, которые до этого уже существовали и удовлетворялись. О создании таких услуг, реализуемых на базе Мультицентра, мы и хотим рассказать сегодня.

Экономист Йозеф Шумпетер, кроме самого термина «инновация», ввёл в экономическую науку такое понятие, как «Созидательное разрушение». Это своего рода процесс мутации, который реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую и создавая новую. Погрузившись, насколько это возможно для журналиста, в работу Фонда и Мультицентра, понимаешь, что деятельность руководителя направлена на реконструкцию социальной системы нашего общества и тоже может быть охарактеризована, как созидательное разрушение. 

Дуальная или двойственная система обучения, положенная в основу профподготовки лиц с инвалидностью, позволяет совмещать теоретические и практические занятия, проводимые на базе реального предприятия. С этой целью здесь была реконструирована практико-ориентированная система профессионального обучения, которая в советское время успешно применялась в ПТУ.

«Ренновировать устаревшее, создавая новые модели» - логика справедливая и в отношении стереотипа восприятия инвалида как работника, с которым Ирина Дрозденко неустанно борется. Не пожалеть или «подать копеечку», а принять на равных, как обычных участников культурной и социальной жизни общества - такого отношения к инвалидам добивается Ирина Григорьевна, в том числе и от своих подчинённых. Но для того, чтобы изменить саму парадигму восприятия человека с инвалидностью, необходимы системные решения. Одним из них является создание региональных моделей аналогичных Мультицентру.

Способность или неспособность инвалида работать зависит от того, смогло ли данное сообщество создать условия, в которых этот человек будет трудоспособен, - такова философия Мультицентра. Именно поэтому одна из главных задач центра — это создание условий для максимального вовлечения инвалидов в сферу трудовых отношений, посредством их официального трудоустройства.

«Человек работающий», как «homo sapiens», является востребованным членом общества, получающим в процессе трудовой деятельности не только заработную плату, но и всестороннее развитие. За период деятельности Мультицентра в нем прошли обучение 879 человек, из которых 594 - получили свидетельство о профессии, из них 391- трудоустроен на постоянной основе.

За время работы Мультицентра его посетили делегации из 18 регионов нашей страны – передовой опыт востребован. В других регионах РФ, количество людей, которых можно отнести к целевой группе Мультицентра, составляет от 5 до 13%. Именно поэтому, эта модель, была признана эффективной и рекомендована для тиражирования на федеральном уровне. Предлагаемая передовая модель — это многопрофильный центр комплексного сопровождения, представленный организациями и учреждениями разных уровней, реализующих на одной площадке комплекс госуслуг в сфере профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ. При этом образовательная услуга профессионального обучения является базовой. Кроме этого, на этапе обучения бесплатно оказываются такие услуги, как социальная адаптация, проживание и питание, психологическое и медицинское сопровождение. Нередко в процессе обучения учащимся корректируют препараты. Например, морально устаревшие таблетки с тяжелыми побочными эффектами заменяют на более легкие, современные, с меньшей побочкой. Ребята меняются на глазах: у кого-то становится более четкой речь, кто-то начинает отчетливо мыслить, и конечно, появляется возможность к обучению, поскольку это становится возможным сделать физически. 

Автор этих строк был свидетелем разговора Ирины Дрозденко с одним из воспитанников Мультицентра по имени Ярослав, с которым они доверительно общались. А потом, она прокомментировала как молодой человек «эволюционировал» после замены препарата. Около половины обучающихся «приходят» из системы социальных учреждений - ПНИ. Эти ребята, лишенные родительской заботы и внимания, наверное, в большей степени, чем «домашние», испытывают к Ирине Григорьевне тёплые и доверительные чувства, впрочем, и она отвечает им взаимностью. Личный номер телефона директора здесь ни для кого не является тайной. Среди огромного количества звонков и сообщений, связанных с работой, у неё всегда найдётся время для общения с ребятами, которые тоже постоянно звонят, пишут, отправляют аудиосообщения и фотографии.

Очень важной и востребованной является услуга индивидуального подбора ТСР (технические средства реабилитации), которые представлены в ЦВТ (центре вспомогательных технологий) и предоставляются как государством, так и за счет Фонда, все они могут быть взяты в бесплатный прокат жителями Ленинградской области, воспитывающими детей-инвалидов. Большое число ТСР передается в дар Фонду неравнодушными родителями. Специалисты Мультицентра всегда помогут с индивидуальным подбором для внесения необходимых ТСР в индивидуальную программу реабилитации.

На текущий период в Ленобласти 32 образовательных учреждения уровня среднего профессионального образования, восемь из которых реализуют адаптированные образовательные программы профессионального обучения. НО! Мультицентр единственное профессиональное образовательное учреждение, для поступления в которое не требуется аттестата или свидетельства об окончании школы. Кстати, по оценкам данного учреждения, таких документов не имеют более трети поступающих, которые вполне трудоспособны и имеют потенциал к самостоятельной жизни при определённых мероприятиях по сопровождению, о которых мы тоже расскажем в этой статье.

В основу работы Мультицентра заложены инновационные образовательные технологии, существенно изменившие образовательный процесс. Обучение здесь ориентированно на практические занятия, которые формируют у воспитанников реальное представление об условиях и специфике выбранной профессии. 

Изменён и подход к подбору профессий для подготовки людей с ограниченными возможностями. Это делается с учетом текущего спроса на региональном рынке труда. Топ-10 востребованных профессий в регионе ежегодно меняется, а вместе с ним изменяются и курсы профессионального обучения. Изменения коснулись и отношения работодателей к трудоустройству инвалидов, это стало возможным благодаря адресной подготовке работников.

Многие профессии, которыми можно овладеть, обучаясь в Мультицентре, разделены на самостоятельные модули, позволяющие освоить часть большой квалифицированной профессии, а иногда и несколько операций. Так, например, профессия «Уборщик служебных помещений» делится на четыре автономных профессиональных модуля: оператор поломоечной машины, мойщик стекол, здесь же можно освоить ручную уборку и так называемый моппинг (безвёдерная уборка). Каждая из этих специальностей ориентирована на конкретную нозологическую группу, с учетом потенциальных возможностей здоровья её участников. Ведь здесь проходят обучение люди разного возраста, социального статуса, уровня образования, а также с разной степенью нарушений.

Денис ГИЛЬМАНОВ  

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также