Личная планка, признание, мотиватор... Какой он, творческий успех?

Личная планка, признание, мотиватор... Какой он, творческий успех?
912
Cветлана Стратичук: все начинается с детства

Для предпринимателей, политиков, общественных деятелей понятие успешности является, можно сказать, ключевым. А каким критерием измеряется успех человека, занятого в творческой сфере? Сегодня за круглым столом мы говорим об этом в рамках проекта «Стать успешной».

У нас в гостях известные выборжанки – актриса театра «Святая крепость» Светлана Стратичук (Баева), руководитель образцового коллектива современной хореографии «Вдохновение» Светлана Балко, автор-исполнитель Лилия Троицкая, а также юный журналист – ученица гимназии № 11 Валерия Кац, которая пишет стихи.

– Когда человек творит, он думает об успехе, ориентируется на него?

Светлана Стратичук:

– Что такое успех? Твоя личная планка достижений или мнение о тебе окружающих? На мой взгляд, успешность – понятие очень расплывчатое. Бывает, один маленький шаг, незаметный для окружающих, ведет человека к новому большому личному этапу.  При этом не исключено, что со стороны он в этот момент выглядит неудачником...

Лилия Троицкая:

– Действительно, успех бывает разный. Когда я читала «Мартина Идена» в юности, то думала: вот человек – захотел стать писателем и стал! А недавно я перечитала роман, и мне было так страшно: когда герой Джека Лондона добился успеха, оказалось, что он ему совершенно не нужен, потому что это был всего лишь пиар, раскрученность имени. Такой успех, когда ты у всех на слуху, и о тебе говорят «из каждой кофемолки», может быть кому-то интересен. Но с творчеством он не имеет ничего общего.

Светлана Балко:

– Если будешь думать в первую очередь об успехе, то успеха не будет. Зачем мы занимаемся творчеством? Наверное, для того чтобы самовыразиться и достигнуть какой-то планки. Возможно, это будет успех, но сначала мне самой не должно быть за это стыдно. Сейчас, кстати, у детей это ярко проявляется: или быть лучшим, или не заниматься вовсе, либо максимум, либо ничего.

Валерия Кац:

– Все с чего-то начинают. Успех, как огонек, помогает тебе возгораться. Это некая мотивация, когда человек видит, что его творчество ненапрасно, его понимают.

– Как вырастить творческого человека, не заглушить его способности?

Светлана Балко:

– Надо сначала дать ребенку крепкую базу знаний, умений и навыков, чтобы он себя чувствовал уверенно. А потом подарить свободу выбора. И тогда, возможно, он будет успешным.

Светлана Стратичук:

– Это начинается с пеленок. Нужно быть чутким, приглядываться, поощрять детское стремление к познанию, к самовыражению. Если ребенка ставить в жесткие рамки (что родителям бывает очень удобно), то ему станет неинтересно что-то пробовать, экспериментировать...

 Лилия Троицкая:

– Я сейчас вспоминала многих своих творческих учеников. (Лилия Троицкая – учитель-словесник. – ред.) Действительно, надо дать большую базу знаний, но ведь это вещь относительная. Мы можем показать ребенку мир только как мы его видим. А он должен открывать свои глаза и видеть мир сам. Тем не менее, развитием творческих способностей обязательно надо заниматься, это не только ежедневный труд, но и большой риск. Бывает ведь и такая ситуация: ребенок возомнит себя гением и начинает писать стихи. Ему говорят: здесь нет рифмы. А он в ответ: я поэт, я так вижу. Плохо, когда элементарная безграмотность, неразвитость превращаются в творческую позицию.

Мы часто спрашивали героинь нашей рубрики о том, кого они считают примерами для подражания, и ответы всегда находились. Интересно, что нынешние участницы круглого стола были единодушны во мнении: не сотвори себе кумира! А юная Лера резюмировала: в творчестве надо слушать только себя, а не пародировать других…

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

(Продолжение темы в следующем номере)

Читайте также