Креативные индустрии: ставка на локальную идентичность

Креативные индустрии: ставка на локальную идентичность
407

Пока мало кто знает про креативные индустрии, но государство возлагает на них большие надежды, а, значит, будущее за ними. Об этом, если коротко, шла речь на первом Фестивале креативных индустрий Ленинградской области, который прошёл на днях в петербургском музее «Эрарта».

Организатором выступил Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области, курирующий предприятия малого и среднего бизнеса. Оказалось, что пространство музея современного искусства как нельзя лучше подходит для фестиваля креативного бизнеса: и там, и там развлекают, обучают, заставляют думать и чувствовать. Но если раньше креативный бизнес в представлении большинства людей заключался, максимум, в создании изделий народного промысла, то сегодня это направление становится гораздо более ёмким и значимым. Поэтому в «Эрарте» собрались дизайнеры, художники, музейщики, артисты, кукольники, фотографы, айтишники. Все они – обладающие разными талантами предприниматели, оказывающие нам, потребителям, услуги в креативных индустриях.

Открывая фестиваль, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана НЕРУШАЙ обратилась к залу: «Наша задача – привлечь людей творческих и выполнить указ президента – создать условия для развития креативных индустрий. Надо понять, на каких направлениях мы должны сосредоточиться, определить приоритеты. У нашего региона много преимуществ, осталось только разработать меры поддержки, которые будут востребованы».

Надо сказать, что ленинградское бизнес-сообщество весьма активно участвует в различных форумах и ярмарках, которые проводит комитет по предпринимательству и Фонд. И в этот раз на площадке «Эрарты» было жарко. Школа модного фотографа, разнообразные мастер-классы – по декорированию и акварели, по созданию эко-свечей из вощины и парфюмерных композиций, шоколадных букетов и арт-объектов в виртуальной среде. Сегодня, когда мы всё больше внимания уделяем и развитию детей, и собственному свободному времени, эти услуги всё более и более востребованы. Руководитель инклюзивного креативного кластера «Школа взаимопомощи» Оксана ГОТЧИЕВА и её коллеги учили желающих делать «пластилиновые» мультфильмы, и, оказалось, это очень увлекательно.

Особым успехом пользовались модные показы дизайнеров Ленинградской области – как юных, так и вполне состоявшихся. Театр моды отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Ленинградского областного колледжа культуры и искусства известен за пределами региона. Он является лауреатом российских и международных конкурсов. На фестивале театр показал несколько коллекций, навеянных этнографическими традициями и культурой нашего региона. За основу коллекции «Северная кукла» взят многослойный передник, который носили женщины в нашем регионе. Он был не только утилитарным предметом, но и символом защиты, оберегом.

Восторг публики вызвало выступление петербургского уличного театра «Вокруг», участников арт-кластера «Таврида», который с 2015 года проходит в Крыму под эгидой федерального агентства «Росмолодежь».

Всё, что можно было увидеть на фестивале, представляло лишь малую часть творческих направлений ленинградского бизнеса, его сегодняшний потенциал. О перспективах завтрашнего дня рассказали участникам спикеры деловой программы фестиваля.

Известно, что государство объявило приоритетной поддержку творческих направлений бизнеса до 2030 года, что дает хороший шанс предпринимателям, работающим в этой сфере. Лишь в 2022 году в креативные индустрии вложено более 70 млрд рублей, и в дальнейшем цифры будут расти. Сегодня в креативных индустриях в России занято до 2 млн человек. Их вклад в ВВП России – 3,5 процента. До 2030 года ожидается повышение до семи процентов.

Планируется, что ВВП будет расти за счет нового тренда, поддерживаемого государством, – развития территорий за счет креативного бизнеса. Когда регион, не обладающий достаточными собственными ресурсами, с помощью государства развивает социокультурные проекты, которые приносят ощутимые финансовые вливания, благодаря чему качество жизни возрастает. Как правило, это масштабные фестивали и другие крупные культурные мероприятия, привлекающие большой поток туристов, что влечёт на собой строительство новых гостиниц и развитие в целом сферы обслуживания.

Как развивать бизнес, учитывая новые тенденции? Специалисты уверены: в основе успеха лежит собственный культурный код. Заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, директор Центра устойчивого развития территорий Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Анастасия ГОЛУБЕВА рассказала, что ВШ много лет работает в Ленобласти, в том числе в Выборге,

Шлиссельбурге, Старой Ладоге, Сланцах. Рост внутреннего туризма приводит к развитию новых культурных центров, которые становятся интересными и для местных жителей, и для туристов. Например, фестиваль «Корюшка идёт» в Новой Ладоге повлёк за собой благоустройство территории, где сегодня могут разместиться предприниматели, предлагающие туристам отличный продукт. Один из ярких примеров – международный мотофестиваль «Балтик-ралли», ежегодно собирающий в Выборге сотни байкеров и тысячи туристов со всей страны. Буквально на днях «Балтик-ралли» получил Гран-при туристической премии Russian Event Awards-2024 в номинации «Национальное туристическое событие».

В качестве иногороднего примера Анастасия Голубева рассказала о фестивале «Лето на заводе», который проходит в городе Сысерть Свердловской области и известен далеко за её пределами. Бывший железоделательный завод благодаря общественной инициативе и поддержке местной власти превратился в крупный культурный кластер. Проводимые здесь события каждый год привлекают до 170 тысяч посетителей. Ленобласть имеет прекрасного соседа, жители которого откликаются на интересные события, проходящие в области. В самой области есть города и поселения с интересной историей и культурой, которые должны стать основой для привлечения туристов. Большая роль здесь уготована местным брендам, на развитии которых строятся креативные кластеры. Высшая школа менеджмента со следующего года запускает программу по подготовке предпринимателей, которые будут продвигать локальные бренды.

— Города Ленобласти могут базировать свою стратегию на поиске и формировании локальной аутентичности, — уверена Анастасия Голубева. – Ленобласть обладает богатым историческим наследием, в котором можно почерпнуть идеи с акцентом на качество и уникальность и оригинальные маркетинговые активности, которые позволят локальным брендам достичь успеха.

Эта же мысль прозвучала в выступлении заместителя директора по развитию музеев Музейного агентства Ленинградской области Анны ПОТАПОВОЙ.

— Музейное агентство – уникальная структура, которая объединяет совершенно различные по своему наполнению музеи, — рассказала Анна Потапова. — Ленобласти есть чем гордиться. В большинстве регионов существует один большой краеведческий музей, у нас, в городах Ленинградской области, есть музеи различной направленности. Когда мы хотим создать нечто новое, мы обращаемся к истории и идем в музеи, которые хранят память, историю, информацию о материальном и нематериальном культурном наследии. Всё это необходимо для развития локальной идентичности.

Анна Потапова сообщила, что в областных музеях работают 19 сувенирных магазинов, которые продвигают собственные музейные коллекции и изделия локальных брендов. Для привлечения туристов в течение сезона на музейных площадках проводятся многотысячные события, в которых активно участвуют местные предприниматели. Это разножанровые творческие коллективы, дизайнеры, художники, локальные кафе, турфирмы. Кроме того, музеи издают много литературы, связанной с культурным наследием. В юбилейный год Александра Сергеевича Пушкина вышло несколько изданий, посвященных великому русскому поэту. Местные дизайнеры разрабатывали раскраски для детских книжек о Пушкине.

На фестивале прозвучало много практической информации, позволяющей предпринимателям определиться, в каком направлении двигаться дальше.

— В этом году мы открыли отдел поддержки креативных индустрий, планируем сформировать сообщества по различным направлениям креативной индустрии: частные музеи, ивент-агентства, мода, дизайн, — сообщила заместитель директора Фонда Анастасия ЗЕМСКОВА. – Сегодня мы собрались, чтобы начать формировать эти сообщества и в дальнейшем работать вместе. Будем рады вашим предложениям.

Куда обращаться, областные предприниматели, конечно, знают. Найти ответы на все вопросы, касающиеся мер поддержки и развития различных направлений малого и среднего бизнеса можно на сайте Фонда 813.ru.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также