Колядки, щедровки, посевалки… И это еще не всё

Колядки, щедровки, посевалки… И это еще не всё
568
Колядки, щедровки, посевалки… И это еще не всё

Как известно, период от Рождества до Крещенья – это Святки, замечательная пора, 12 праздничных дней  от первой Рождественской звезды до Крещенской  воды, время старинных обрядов и традиций.

Колядки

Знание о святочных поздравительных народных традициях колядок и «щедрiвок» пришло из языческой старины. Общее в традициях то, что эти песни объединяет обращение к божеству. С изменением традиций колядование переросло в выражение преданности Христу и истинной вере, колядки стали называть христославными. В старину поздравляющие изменяли свой облик: наряжались в необычные одеяния, символизировавшие умерших предков, помогавших плодородию, и дарили добрые пожелания другим. Сегодня они, как правило, облачаются в национальные одежды, к примеру, мужчины надевают рубахи-«вышиванки». Сегодня колядовать – это значит петь рождественские  песни, а затем желать добра и счастья (обычно в стихотворной форме).

Песни-колядки связаны с языческими верованиями и культом плодородия. Название «колядки» происходит от Коляды — имени бога плодородия, его праздник отмечали в день зимнего солнцестояния и тогда же разрешалось исполнять обрядовые песни. Позже появились «христославные» песни, посвященные рождению Иисуса, они сопровождались рождественской символикой. Колядовать начинают в сочельник перед Рождеством 6 января с появлением на вечернем небе первой звезды - так начинается праздничный ужин, а желающие идут поздравлять с рождением Христа односельчан от дома к дому, никого не обходя колядками. Куплеты-колядки поют нараспев. И продолжают колядовать до 14 января, иногда и до 19 января.

В старину группа колядующих формировалась из трех человек с главным — «звездарем». Он впереди - несет в руках звезду, символизирующую рождение младенца Иисуса. Так колядки связаны с явлением вертепа, а в творческой интерпретации сюжета рождения Иисуса из Нового Завета - кукольного театра, где разыгрывались представления. Вифлеемская звезда символизировала поклонение волхвов Христу. «Звездарь» обладал громким голосом и хорошо знал колядки. За ним следовал «звонарь», его большой колокольчик оповещал, что идут колядующие. Третий человек — «мехоноша» с ярким мешочком, украшенный символами рождения Иисуса - вышивкой или нарисованными звездами, солнцем и месяцем. В него хозяева клали конфеты и угощения (по традиции подарки из рук хозяев брать нельзя).

Щедровки

13 января в канун «старого нового года» православные христиане празднуют Васильев вечер. Щедровки традиционно величают хозяина дома. Они содержат пожелания хорошего урожая, благополучия и мира в семье. 13 января с утра и до позднего вечера – до 23 часов 59 минут, молодые люди (а некоторых вариантах только девочки и женщины) ходят по домам – щедруют (щедровать по-украински произносят щедривать) и колядуют. Читают стихи или поют праздничные куплеты. Характерное отличие от колядок — в щедровках повторяют припев «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер!». В старину верили, что на «Щедрый вечер» приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Поэтому иногда можно услышать «Щедрик-петрик», «Васильева мать» и другие фигуры речи. Тех, кто щедрует,за стол хозяева не приглашают.

Посевалки

«Посевалки» или «засевалки» похожи по содержанию на щедривки, но поют их начиная с 14 января и при этом разбрасывают зерно. Посевать могут  главным образом мужчины. Во всяком случае первым в эту ночь (в или последующий день, если посевальщики пришли утром) в дом входит мужчина: считалось, что девушки счастья не принесут. Согласно обряду, тканевые мешочки, карманы или рукавицы наполняют зерном: рожью, пшеницей, ячменем, овсом, иногда рисом. Идти им приходится по многим домам, поэтому карманы или мешки выбирают вместительные. Чем щедрее «посыплешь», тем на большее угощение хозяев можно рассчитывать. Посевать начинают с собственного дома, в ответ родители или родственники одаривали сладостями, иногда деньгам и другими подарками. Там, где дорожат традицией, посевальщик - желанный гость. Начинать можно 14 января – хоть вполночь, главное, чтобы календарные сутки наступили. Первый мужчина стучит в дверь, и входит. К этому времени посевальщиков уже ждут, для них накрыт богатый стол. После того, как мужчина переступил порог дома, пропел куплеты-«засевалки» - «Сею, вею, посеваю, с новым годом поздравляю» и «Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!»  и разбрасывал зерно, можно впускать всех гостей. Посевальщика приглашают за стол и щедро угощают, дает еду и «в дорогу». Посеянное в доме жито три дня нельзя убирать – оно так и лежит рассыпанным. Затем зерно собирают, но не выбрасывают, а отдают на корм птицам.

Вечеря

Еще одна интересная традиция – вечеря (ударение на второй слог). В любой день с 7 по 14 января - ходят в гости, причем обязательно с белым хлебом-плетенкой, колбасой «кружком». По традиции крестники ходят к крестным говорят: «я зарос и вечерю вам принес» (зарос – значит вырос) В ответ крестные (обычно мамы) дарят крестникам подарки и обязательно пакет конфет. Предполагается, что с «вечерей» должны ходить маленькие дети и молодежь – с старшим. Однако, в моей практике встречаются случаи, когда бабушки и дедушки – крестные мамы и папы выросших детей, соскучившись по общению, намекают им: «ну, когда ты, крестник, придешь ко мне с вечерей?».

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также