Как и где отрезвит нас новый год?

Как и где отрезвит нас новый год?
1201
Как и где отрезвит нас новый год?

Знаменитый медвытрезвитель при Выборгском УВД, располагавшийся на Ленинградском проспекте, 13, действовал много лет. Каких только историй не сохранили эти стены, в которых до 2010 года несли суточную вахту медики и милиционеры. Теперь помещения отданы под профильные задачи полиции. Надолго ли?

Государственная дума приняла в третьем чтение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», разрешающий регионам с 1 января 2021 года создавать платные медицинские вытрезвители. Это не значит, что вытрезвители будут открыты в обязательном порядке, но вероятность существует. Также в третьем чтении принят законопроект о доставке сотрудниками полиции в специализированные учреждения лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения. Очень скоро акты обретут силу федеральных законов.

С 2010 года старая система вытрезвителей ликвидирована, но востребованность «услуги» налицо. Близкие по функциям медучреждения действуют в двух десятках регионов России. Называются они по-разному – филиал ЦРБ, отдел республиканского наркологического диспансера и т.д. Наибольшее по регионам России количество заведений – 11 – в Татарстане. Но как обстоит дело в местах, где пока нет таких заведений, к примеру, в Выборге?  Нетрезвого, не контролирующего свое поведение гражданина традиционно везут в приемный покой больницы (поскольку «пациент» в состоянии опьянения, закон разрешает медицинское вмешательство без его согласия). Затем выпускают. О том, сколько неприятностей доставляет такой «клиент» медикам и пациентам, рассказывать не нужно.

Новый федеральный закон предусматривает регламент – единообразие требований и действий в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, порядок взаимодействий между ведомствами (МВД, минздрав, минсоцзащиты) по правилам, определяемым правительством.

Если вспомнить «старую» систему вытрезвителей, то надо признать, что критика этих учреждений была справедлива: сотрудники милиции могли злоупотреблять служебным положением в отношении неконтролирующего вполне свои действия нетрезвого человека. На улицах никто из нас не хотел связываться с лежащим пьяным, но в конце концов их все-таки подбирали и отвозили куда надо (к медвытрезвителю была прикреплена специальная машина с «синей полосой» вдоль борта). Что касается «злоупотреблений», то, конечно, доказать превышение служебных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, вовлеченных в корпорацию, было непросто (кто поверит пьяному?). Если у гражданина были с собой остатки денег и ценностей, то он мог с ними попрощаться. Разумеется, не будем обобщать, но такие случаи были.

Реанимация вытрезвителей федеральным законом образца 2020 года также не предусматривает надежного защитного механизма для клиента. Авторами, видимо, предполагалось, что полицейский и дежурный врач, осматривающий доставленного в вытрезвителе и «актирующий» его физическое состояние и ценности – безупречные высоконравственные люди, а также то, что кругом будет видеонаблюдение.  Увы, люди есть люди, они живут в обществе, пороки которого известны.  Ротация кадров в известных мне медвытрезвителях была минимальной, и это при небольшой официальной зарплате. Впрочем, есть версия, что обслуживать коммерческие медвытрезвители будут уже не сотрудники полиции, а, возможно, частные охранные предприятия.

Однако главный вопрос нововведения, на мой взгляд, финансовый. Логично, что пьяный гражданин, доставленный в соответствующее учреждение должен будет оплатить услуги специалистов. Возможно, авторы закона, надеялись таким образом пополнить казну? В пояснительной записке к уже принятому законопроекту говорится, что по статистике МВД, за 8-10 прошедших лет увеличилось количество преступлений против пьяных и преступлений, совершенных пьяными. Однако не приводится реальной статистики о повсеместном падении потребления алкоголя. Создается ощущение, что будущий закон пролоббирован в пользу предпринимателей от медицины, перед которыми открываются перспективы.

Новый закон допускает создание частных медучреждений (формат государственно-частного партнерства) – для нуждающихся в вытрезвлении лиц. Вот где новизна: до 2010 года были только государственные. Скорее всего появятся конторы наподобие современных коммерческих «медицинских» клиник, которым мы платим за прохождение всевозможных медкомиссий – от санитарной книжки до водительской и оружейной. Я прохожу такие комиссии регулярно и всегда очень быстро: за 10-15 минут можно получить визу пятерых «специалистов». Так же быстро расстаюсь с деньгами для оплаты услуг. Универсальных услуг нет: хочешь пройти еще одну комиссию, к примеру, для работы на высоте, плати снова. Однажды задержался в кабинете и разговорился: дайте мне медицинскую справку, что годен не только к управлению маломерными судами, лошадьми, тракторами и троллейбусами, но и воздушными судами (в прошлой жизни был первым пилотом). Не дали: бланки закончились.

На мой взгляд, лучше бы всесторонне проанализировать накопленный опыт, в том числе десятилетия «без вытрезвителей», обеспечить рабочую схему взаимодействия круглосуточного наркологического отделения в стационаре и территориального подразделения МВД, выделяя деньги за работу и медикам, и полицейским. Но закон практически уже принят, теперь предстоит пожинать плоды. Если во главу угла, как полагаю, поставлена очередная «оптимизация», то, боюсь, новые вытрезвители в первую очередь будут пополняться людьми, с которых «есть что взять»… Кстати, о «реформе» вытрезвителей, приведшей к отказу от них, задолго до 2010 года докладывали и направляли служебные и аналитические записки и аналитики территориальных управлений МВД,  и медики достаточно высокого ранга. Зачем мы забываем этот опыт? Или кто-то делает это за нас?

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также