К 150-летию отправления первого поезда Петербург-Выборг

К 150-летию отправления первого поезда Петербург-Выборг
4677
Фото с сайта terijoki.spb.ru

Замечено, что одной из главных бед России испокон века были плохие дороги. И хотя бы эту беду, пускай частично, но все же удалось победить с помощью дорог железных. Именно благодаря железным дорогам оказалось возможным развитие самых отдаленных уголков нашей Родины.

По железным дорогам и по сей день перевозится самый большой объем грузов. Возникновение железных дорог в России дало толчок зарождению целых отраслей промышленности, науки и экономики. Нынешний год богат на юбилеи, Вся страна отметит 75-летие победы над фашисткой Германией. Только что ленинградцы вспоминали 900 героических блокадных дней. Есть и еще одна дата, значимая для нашего города – 150 лет назад в 1870 году была открыта железная дорога Петербург-Выборг. В середине девятнадцатого века Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. И назрел вопрос о строительстве железной дороги, соединяющей Петербург, Выборг с другими городами Финляндии. Этому было довольно много причин, и международное положение в первую очередь.

Вначале был вокзал

Железнодорожные вокзал в Выборге был построен в районе Папула в 1869 году архитекторами Кнутом Нюландером и Карлом Эдельфельтом. Вокзал для тех лет был довольно изящным. Построенный из дерева на мысе Ревонхетта, он все же простоял 40 лет. Новшеством здесь было наличие веранды, впервые появившейся в чертежах вокзала ст.  «Виипури» в 1868 году. Вход в отдельные залы ожидания I-II и III-IV классов осуществлялся через центральный проходной зал. Затем станцию расширили - засыпали часть залива и удлинили платформы.

Примечательно, что первые споры о строительстве железных дорог в Финляндии начали будоражить общественность еще в середине 30-х годов позапрошлого столетия, после того как Стефенсон провел первый поезд из Манчестера в Ливерпуль, а в декабре 1837 года газета «Гельсингсрорс Тидиген» сообщала о строительстве первой железной дороги в России и отметила преимущество железных дорог перед водными каналами. Но в Суоми существовало хорошо отлаженное судоходство по системе озер и каналов. В 1856 году было закончено строительство 58-километрового Сайменского канала и основное внимание уделялось улучшению каналов, а железные дороги предполагалось строить для соединения внутренних водоемов.

Первый реальный проект строительства железной дороги был предложен 20 марта 1849 года полковником Альфредом Штирнвалем, руководителем транспортного ведомства Великого княжества между Гельсингфорсом и Туркхаутом, но на конной тяге. Вскоре выяснилась несостоятельность этого проекта. Ну а Крымская война задержала строительство многих железных дорог России. И все же 4 марта 1857 года император Александр II подписал высочайшее повеление о строительстве железной дороги Хельсинки-Хамеенлина, а затем Петербург-Выборг-Турун. В начале 1870 года стальная колея соединила Санкт-Петербург с Выборгом. Железнодорожное движение между Выборгом и Петербургом началось в феврале 1870 года.

Первый поезд до Выборга

13 февраля 1870 года (или 1 февраля по старому стилю), в час по полудни произошло торжественное открытие 1-го участка. Это был участок Петербургско-Гельсинфорской железной дороги от Петербурга до Выборга. С речью выступил генерал- губернатор Финляндии. Торжество проходило в присутствии командующего Финляндским военным округом генерал-адъютанта графа Николая Адлерберга, исполняющего должность министра путей сообщения, и графа Александра Бобринского. Церемония началась молебном, причем священнодействовал преосвященный Тихон, епископ Выборгский. По окончании богослужения преосвященный окропил святой водой временную станцию, а затем стоявшие подле станции вагоны, которые должны были в этот день отправиться в Выборг, в составе первого срочного поезда. Управление железных дорог дало обед, приготовленный в одном из строений, так как здание главной станции было еще не совсем окончено. После обеда для высокопоставленных чинов из Санкт—Петербурга в губернский Выборг отправился специальный поезд.

Этот поезд отправился из Петербурга в 16 часов 30 минут.  По свидетельству очевидца, корреспондента газеты «Петербургские известия», в этой же первой поездке произошла и первая авария с локомотивом, из-за которой поезд простоял в пути 3 часа и в результате прибыл в Выборг с большим опозданием, только в 12 часов ночи.

В Ленинградском областном архиве в Выборге сохранилось первое расписание пассажирских поездов, введенное с 13 февраля 1870 года на вновь открытой железной дороге. Ежедневно поезд совершал один рейс из Петербурга в Выборг и обратно. Из Выборга поезд отправлялся в 8 часов утра и прибывал в 12 часов 45 минут. Из Петербурга отходил в 16 часов 30 минут и прибывал в Выборг в 21 час 15 минут. Таким образом, 150 лет тому назад пассажиры добирались до Выборга 4 часа 45 минут. При этом поезд останавливался на 12 станциях. Имеется примечание: отправка грузов производится специальным поездом!

Сохранилась и первая такса за проезд по железной дороге, из которой видно, что вагоны делились на 3 класса и плата взималась в вагоне 1-го класса - 30 копеек за каждые 10 верст, 2-го класса – 20 копеек и 3-го класса- 10 копеек.

Расширяя экономические связи

Железная дорога в Финляндию между Санкт-Петербургом и Рихимяки была построена в том же 1870 году. Ее открытие было приурочено к 30 августа - дню именин Александра II. Протяженность ее составляла 348 километров с шириной колеи 5 футов, т.е. 1524 миллиметра.

Строительство дороги оживило экономические и культурные связи между народами. В начале ХХ века поезда, уходившие со станции Выборг, совершали уже 8 рейсов: в Санкт-Петербург, Иматру, Гельсингфорс. Пассажиров становилось все больше и больше, жителям Петербурга хотелось познакомиться со средневековым Выборгом, полюбоваться величественным замком, другими достопримечательностями города и его окрестностями. Началось настоящее паломничество в парки Монрепо и Папула, на чарующий водопад в Иматре, на пляжи Карельского перешейка и в магазины Хельсинки и Выборга.

Магистраль пролегала от Выборгской стороны Петербурга через Выборг до станции Риихимяки, находящейся на ветке Хааменлинна - Хельсинки. Строительство велось финскими инженерами и рабочими. Число последних постоянно возрастало. И скоро над прокладкой путей трудилось 12 000 человек. Для обеспечения быта поселенцев и их семей построили 14 больниц и множество объектов.

Прокладка путей в суровых условиях Карельского перешейка технически была очень сложной задачей: почти на каждой версте приходилось вырубать лес, взрывать скалы, засыпать болота, создавать сложнейшие конструкции мостов, насыпей и платформ. Но в результате, проект был завершен в срок и на должном уровне.

Для железной дороги купили 41 паровоз и 885 вагонов. Причем первые спальные частные вагоны появились на маршруте только в 1876 году. Путешествие между столицами длилось 12-14 часов и несколько сократилось только в 1897 году, когда начал ходить скорый поезд, а вагон-ресторан в нем появился только в 1911 году. Управление Финляндской железной дорогой располагалось в Хельсинки, т.к. практически вся дорога пролегала на финской территории и лишь 32 версты находились на территории Петербургской Губернии. Все здания вокзалов на финской и российской стороне проектировались и строились финнами. Среди приобретенных вагонов были также вагоны не только пассажирские, но и для перевозки лошадей, почты и арестантов. Поездка из Хельсинки до Петербурга поездом длилась 12-14 часов при средней скорости 30-40 км в час. Большая часть пути до Петербурга была полностью под финским контролем. Но какой-либо связи с остальной Российской железной дорогой не было до 1913 года, когда на деньги финского правительства был построен Финляндский мост через Неву в Санкт-Петербурге.

В далеком 1870 году первые поезда прошли от столицы Российской Империи до столицы Великого Княжества Финляндского. Тем самым был дан толчок развитию промышленности и всей экономики Финляндии и ее культуры. Резко вырос товарооборот и благосостояние населения. Многократно увеличился поток туристов из Скандинавии и Петербурга в Выборг.

Стремительное развитие

Станция «Белоостров» была последней, на которой порядок поддерживали русские жандармы. Далее на станциях Финляндской железной дороги встречались только финские полицейские в черных касках и мундирах со светлыми пуговицами. И русским путешественникам казалось, что они не в Российской Империи, а заграницей. Железнодорожные служащие носили форменные тужурки и кепи голубого цвета. Среди кондукторов в поездах несколько человек набиралось из числа русских, но отлично говорящих по-фински. На вокзалах соблюдалась строжайшая чистота, все скамейки были покрыты бесцветным лаком, а билетный зал освещался керосинно-калильными лампами, горевшими белым светом.

После трех ударов поезд давал гудок и медленно трогался. Путешествие из Петербурга на Выборг начиналось.

Вдоль всей ветки было построено несколько станций. Но самая крупная - станция Выборг. Довольно-таки много зданий быстро устаревало и на их месте строились новые более совершенные с водопроводами и паровым отоплением.

Многие технологические процессы усовершенствовались и для этого требовались новые здания и сооружения. Например, веерное паровозное депо, кислородный цех. Товарная и пассажирская станции обрели свое лицо. Район Папула был почти полностью застроен и многие дома были для железнодорожников. Полностью заполнен штат работников и инженеров, путейцев.

В Выборге и районе было построено много заводов и фабрик (бумажные, стекольные, гвоздильные, кирпичный и пивной заводы, мясокомбинат, молокозавод). Население превысило 80 тысяч человек. Открывались гостиницы, банки, школы.

Но не только в Финляндии появлялись новые рабочие места, в России, в том же Петербурге на Путиловский завод поступил заказ на 2,8 млн. пудов рельсов и другой продукции, новая продукция завода Путилова (рельсы) с честью выдержала испытание. Новые заказы у Николая Путилова сопровождались строительством социальных объектов, школ, больниц, общежитий – повышался уровень жизни рабочих и служащих и на железной дороге, строились жилые дома.

Технический прогресс ускорился в десятки раз.

Александр БАСКАКОВ, краевед

Материалы получены из средств массовой информации: «Выборгский коммунист», «Выборг», «Выборгский вестник», «Балтийский щит»», «Культурный Выборг», «Октябрьская магистраль».

Читайте также