История выборгской фарцовки: Выборгский морской торговый порт

История выборгской фарцовки: Выборгский морской торговый порт
2350
Автор фото: Сергей Полозов

С открытием в 1968 году Сайменского канала международное значение Выборгского морского порта сильно возросло. Через порт Выборга Советский Союз торговал не только со странами социалистического лагеря: ГДР, Кубой и Польшей, но и с капиталистическим миром: ФРГ, Англией, Францией, Италией, Грецией, Бельгией, Швецией, Норвегией, Голландией, Финляндией и Исландией. 

В 70-х годах выборгские причалы начинают принимать большое количество импортных грузов: прокат металлов, листовую сталь, химикаты, стальные трубы для газо– и нефтепроводов, каменный уголь, целлюлозу, бумагу в рулонах и пачках, продовольствие. 

Из Финляндии с грузом целлюлозы приходят суда «Витте» и «Кесулайд». Исландские «Сельфосс», «Бурфосс» и «Лагорфосс» отгружают сельдь в винном соусе. Польские «Скирка» и «Деблин» – трубы большого диаметра.

Суда под флагами более чем тридцати зарубежных стран заходят в Выборг не только для того, чтобы оставить здесь груз, но и взять на борт новый. Главной экспортной продукцией, вывозимой из Выборга в Европу на тот момент была древесина. Метровый и двухметровый баланс подвозили железнодорожными составами из Архангельской и Вологодской областей, Карелии и Урала и до момента отправки складировали в порту. 

В навигацию 1976-1977 года в Выборгском порту была осуществлена первая зимняя проводка судов, и с того времени порт стал принимать и отравлять суда вместо прежних восьми месяцев, круглый год. 

В 80-х годах годовой грузооборот порта достигает отметки 2 млн тонн. Десятью годами ранее этот показатель был ровно в два раза меньше. 

У причалов порта ежегодно швартуются полторы тысячи судов. На подъездных путях механизаторы обрабатывают до сорока тысяч вагонов в год. Улучшаются финансовые показатели, быстрыми темпами растёт производительность труда и уровень механизации. Крупнейшее транспортное предприятие Выборга, на котором работает 1300 человек, отчитывается о перевыполнении плана, а сошедших на берег «шведаков», «пшеков», «даков», «норгов» и «ислахов», решивших после рабочего дня выйти погулять в город, за проходной порта уже поджидают бойкие выборгские фарцовщики.

Традиционное место встречи выборгских фарцовщиков. Автор фото: Сергей Полозов

Да и зарубежные гости выходят не с пустыми руками и отнюдь не только ради прекрасных городских пейзажей. Для них встреча с фарцовщиками тоже бизнес, пускай и мимолетный. Законы капиталистического рынка они впитывают вместе с молоком матери. Большая часть иностранных моряков знает, что именно в Советском Союзе можно хорошо продать за рубли. Предметом особого спроса в нашей стране на тот момент были джинсы. Просто так вынести этот дефицитный товар за проходную моряки не могли, поэтому надевали на себя сразу по две, а то и по три пары ковбойских штанов. Ну, и конечно, эротические журналы впридачу. Особенно много такого рода полиграфической продукции было у голландцев. Они выходили в город с жёнами и детьми, как правило в бизнес-процесс были включены все члены семьи. Ловким движением родительской руки журналы извлекались даже из-под детских штанов и курток. 

Цена на дефицитный товар была фиксированная. Например, джинсы «Монтана» с красивой железной бляхой фарцовщики покупали за 120 рублей, а журналы эротического содержания – по 3 рубля за штуку. Журналы с машинами отдавали в качестве бонуса в подарок.

Покупка товара для фарцовщика была только половиной дела. Чтобы получить причитающуюся прибыль, необходимо было реализовать приобретённое. Если за приставание к иностранцам грозил штраф, то за продажу вещей (спекуляцию) можно было получить реальный срок. Так, например, как это случилось с двумя работниками Выборгского порта. Они, выражаясь языком правоохранителей, вступили в преступную связь с одним из членов экипажа теплохода «Ладога-19», совершавшего регулярные рейсы за границу. За одну поездку, как бы сейчас сказали, деловой партнёр, а тогда – сообщник, привозил до 50 пар джинсов «Монтана» и «Супер Перрис» и сбывал их по 140 рублей. В свою очередь, коммерсанты, как бы мы сейчас назвали предприимчивых портовиков, а тогда – спекулянты, продавали их по 190. 

Такой вот небольшой партии дефицитной одежды, которую нельзя даже назвать мелким оптом, хватило для того, чтобы осудить бывших портовиков за спекуляцию в особо крупных размерах. Приговор был суров: шесть лет с конфискацией имущества. Уголовные дела были возбуждены и против тех, кто покупал у них товар. Ими оказались жители Свердловска.

Фарцовщики, действовавшие не с таким размахом, обычно продавали джинсы курсантам Выборгского авиационного училища. Большим спросом у будущих вертолетных техников пользовались и эротические журналы. Этот товар относился к категории высокомаржинальных, ведь доход с продажи одного такого полиграфического издания, при условии небольших финансовых вложений, составлял 20 рублей. 

Росла и крепла интернациональная дружба во времена железного занавеса не только в интерклубах, но и на квартирах фарцовщиков. Поддерживать деловые отношения со знакомыми зарубежными моряками было не только интересно, но и выгодно. Появлялась возможность сделать предварительный заказ и в следующий рейс получить одежду нужного фасона и размера. Иногда фарцовщики даже давали деньги потенциальным продавцам вперед.

Магазин "Березка" в Выборге, 1964 г.

Однажды загулявший радист исландского судна Гудвин Энсон во время одной из таких встреч от души угощал своих новых друзей из Советского Союза дорогим заграничным алкоголем. Ещё больше подвыпив и расположившись к фарцовщикам, гость радушно предложил: «Давайте пойдем в публичный дом, я плачу!».

Узнав от своих новых товарищей, что таких заведений в Советском Союзе нет, протрезвевший от изумления иностранный моряк сочувственно произнес: «Как же вы тут живете?».

В начале 90-х годов пал железный занавес, и в нашу страну потянулись первые челноки, заполняя рынки и магазины дефицитным товаром, в том числе и джинсами, за торговлю которыми кое-кто в тот момент ещё продолжал отбывать свой срок.

Денис ГИЛЬМАНОВ

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев