Есть люди, которых мы можем понять только с переводчиком

Есть люди, которых мы можем понять только с переводчиком
915
Есть люди, которых мы можем понять только с переводчиком

Подавляющее большинство людей наделены от природы пятью чувствами, позволяющими взаимодействовать с окружающим миром, получать и воспринимать информацию о происходящем. Это обоняние, осязание, вкус, зрение и слух.

Часто утрата одной или нескольких возможностей воспринимать мир резко изменяет всю нашу жизнь. Взять хотя бы временные «коронавирусные отключения» вкуса и обоняния…

Но есть люди, которые живут с утратой одного или нескольких базовых чувств длительное время, а то и всю жизнь. К примеру, инвалиды с полной или значительной потерей слуха.

Сын Надежды РУНЦО Павел родился 8 марта 22 года назад. Он потерял слух в первые дни жизни в результате побочных действий назначенных препаратов. Мать вздыхает: врачебная ошибка… 

Такие дети могут общаться. Кстати, очень обижаются, когда их называют глухонемыми. У них свой особенный мир, закрытый от посторонних.

Ближайший детский сад для таких особенных малышей находится в Мельничном Ручье под Всеволожском. Оттуда пришло письмо с приглашением приехать на заседание специальной медико-педагогической комиссии, которая сразу же предложила оставить трехлетнего Павлика на адаптацию в учреждении интернатного типа. Конечно, к расставанию мать и дитя не были готовы.

Сын остался в этом специализированном детском саду с чужими людьми на целую неделю, а я сидела с его вещичками на станции и плакала…

Профильная школа тоже находится за пределами Выборгского района, неподалёку от Мельничного Ручья – в Юкках. За годы общения с миром глухих Надежда сделала немало открытий и выводов: работать с такими особенными детьми должен персонал, владеющий языком жестов, педагоги, если они продолжают по инерции объяснять тему, отворачиваясь к доске, должны повторить всё сказанное лицом к слабослышащим ученикам, чтобы они могли прочесть суть сказанного по губам и т.д.

Только недавно, пойдя учиться, я узнала, что в Москве ещё с 30-х годов прошлого века развивают методику обучения чтению с губ, без жестов. Одна из Пашиных преподавателей полностью глухая, но она меня понимает и отвечает мне – настолько у неё развита речь (ей повезло, её мама специалист-сурдолог).

У Надежды боевой характер, она настойчиво узнавала, добивалась, занималась с сыном, училась сама. Четыре года назад поступила вместе с ним в Павловский Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха, чтобы стать сурдопереводчиком. Павел, кстати, тоже уже заканчивает обучение, он будет дизайнером.

Оказывается, чтобы глухой или слабослышащий человек понял своего собеседника на расстоянии, губы говорящего должны быть ярко накрашены (это касается, конечно, помимо мамы, воспитательниц и учительниц). Разговаривая на языке жестов, руки надо держать на уровне груди и проговаривать всё не спеша. К сожалению, вспоминает Надежда времена младенчества и раннего детства Павла, на местном уровне ничему подобному родителей проблемных деток не учили.

Для Павла Рунцо мама стала главным проводником социализации и адаптации в обществе. Она очень надеется, что сын найдет свою нишу в многообразии творческих профессий. Возможно, он будет востребован в направлении компьютерного дизайна, возможно – в рядах ремесленников и умельцев он сможет применить своё умение изготавливать гобелены и расписывать в особой технике шёлк.

Остаётся добавить, что Выборгское подразделение организации объединяет 140 инвалидов по слуху, Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» была создана в нашей стране чуть менее века назад – в 1926 году. Главной задачей изначально ставилась защита законных прав и интересов граждан Российской Федерации с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, обеспечение равных с другими гражданами возможностей.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также