Добровольцы из Санкт-Петербурга облагораживают дот на линии Маннергейма

Добровольцы из Санкт-Петербурга облагораживают дот на линии Маннергейма
1727
Добровольцы из Санкт-Петербурга облагораживают дот на линии Маннергейма

Два прошедших выходных на доте SK2 велись работы по его очистке. Инициатором субботника традиционно стал Баир Иринчеев, директор Военного музея Карельского перешейка. Более десяти постоянных добровольцев из Санкт-Петербурга откликнулись на его очередной призыв. Они вычищали внутреннюю галерею дота, вытаскивали из него землю и тщательно ее просеивали.

 Именно на этом доте в феврале 1940-го произошли активные военные действия, в результате которых 6 советских бойцов были представлены к высшим государственным наградам.  

- Из-за того, что крыша дота была подорвана, бетонная крошка разлетелась во все стороны, заполнив собой дот, - рассказывает Баир Климентьевич. – Для того, чтобы пройти в галерею, необходимо было его очистить от этой крошки. Сначала добровольцы расчистили лестницу, ведущую вовнутрь, вытащив наружу не один куб земли, потом вытащили из галереи бетонную крошку и землю. В сегодняшний субботник продолжилась очистка галереи, а также тщательно просеивалась земля.

Это уже не первый субботник на дот SK2. Как рассказывает Баир, при проведении работ здесь были обнаружены останки человека. Достигнута договоренность с финской стороной, что они будут переданы в выборгский собор имени Петра и Павла, откуда их смогут забрать на родину и, как полагается, предать земле.

Просеивая землю, добровольцы в отдельную кучку складывают найденные гильзы, гвозди, стекло – все, что было засыпано взрывом. При этом особо всматриваются – не попадется ли финский жетон? Собственно, из-за него и ведется просеивание, однако пока таковой не найден…

Но это не последний субботник – работы впереди еще очень много. Добровольцы поддержали Баира в том, чтобы сделать сквозной проход через галерею, полностью выгрести все завалы, чтобы можно было беспрепятственно проходить в казематы. И это только первый шаг на пути к созданию мемориальной зоны, которую, по убеждению Баира, здесь необходимо оформить и благоустроить. Для чего? Для того, чтобы каждый человек, пожелавший прикоснуться к истории, мог самостоятельно пройти по этой территории. Планируется поставить указатели и информационные стенды, которые расскажут о прошедших военных событиях. Скамеечки, где можно отдохнуть и спокойно осмотреться. Ограждения и перила, которые помогут спуститься в казематы человеку любого возраста. Территория, как считает Баир, прежде всего, должна быть безопасной и, конечно же, информативно наполненной. Мировых примеров в этом плане сегодня много. Ну а очистка дотов и территории вокруг них – это только прелюдия большого и важного проекта. Реально ли все это воплотить? Познакомившись с добровольцами, думаю, что это им вполне по силам! Но – именно по силам, не беря в расчет финансовую сторону.

Вообще, когда Баир говорил о добровольцах, представлялось, что на его призыв поработать во благо музея, каждый раз откликается масса разных людей. Отнюдь. Откликаются, в большинстве своем, одни и те же, проверенные делом люди. На протяжении уже нескольких лет! По сути, они стали единой командой единомышленников, для которых не возникает вопросов по времени и, тем более, - по оплате. Когда музею нужна помощь, они на выходные торопятся в Выборг. Стараются приехать в пятницу вечером, чтобы полноценно поработать и в субботу, и в воскресенье. Так было, когда они строили ставшую уже знаменитой диораму.

Семья Страубе знакома с Баиром уже почти 10 лет. «В первый раз я услышал его выступление в телевизионной передаче «Искатели», посвященной Великой Финской стене, - рассказывает глава семейства Александр, - тема очень заинтересовала. Потом жена увидела, что Баир проводит экскурсию, решили поехать. Так все и началось…».

Александр работает судовым инженером-электриком. Улыбается: мол, лучший отдых – это смена деятельности. Елена во всем поддержала мужа – на субботниках часто заведует «кухней», чтобы рабочий народ вовремя и вкусно покормить. Дочь Настя в этом году закончила девятый класс, и всегда с удовольствием едет с родителями, выполняя любую посильную работу.   

«Старичками» среди добровольцев является и семья Светланы и Павла Гуляевых. На самом деле – ребята молодые, активные и очень неравнодушные к тому, что делают. Света по профессии искусствовед, Павел – инженер по промышленной автоматизации. На экскурсию на линию Маннергейма попали в 2014 году, и с тех пор стали отслеживать все события, связанные с музеем. Услышав про субботник, решили, почему бы не помочь?

- На первом субботнике убирали территорию музея, таскали доски, косили траву, - вспоминает Светлана. – А когда увидели, как много нужно всего сделать, я предложила Баиру активнее использовать наши профессиональные навыки.

Так самообразовалась бригада электриков, душой которой стал Павел – веселый, активный, с любым делом на «ты».

- В том, что мы делаем, есть ощущение причастности к важному, нужному, - говорит он, - поэтому мы здесь.

 В прошлом году два месяца они приезжали сюда каждые выходные – много работы было на доте, надо было успевать…

Еще одна семейная пара – Елена Евграфова и Александр Акодус. Кстати, именно в музее они познакомились, а на субботнике – подружились. Возраст у обоих – осознанный, может, поэтому к идеям Баира они отнеслись со всей серьезностью?

- Меня всегда интересовала история войны, - признается Елена, одна моя бабушка – блокадница, другая была на оккупированной территории, оба деда воевали. Поэтому для меня память – святое дело.

В команде добровольцев они почти три года. Елена – инженер-технолог, ее муж – инженер-конструктор. Руки очень нужные! Когда Баир загорелся идеей строительства диорамы, он пригласил на обсуждение концепции всю свою команду. А когда перешли к практическим вопросам по размещению манекенов и экспонатов, столкнулись с тем, что есть очень тяжелые экспонаты, под которые нужно делать сварные металлические подставки. Баир бросил клич: нужно искать сварщика! Александр признался, что умеет варить, а Елена – умеет как слесарь собирать конструкции. Образовалась еще одна бригада: Лена делала уголок, собирала его, а Александр варил. Ездили в Выборг всю зиму… Осилили!

Александр улыбается: «Баир генерирует идеи со скоростью, превышающей все разумные рамки! Приходится за ним успевать. А когда он долго не отзывается – чего-то уже не хватает…».

Кстати, в конкретном случае возрастной фактор не играет никакой роли: желание прикоснуться к истории, и быть полезным для ее сохранения – для всех этих людей стало важнее всего.

- Помните, у Твардовского: «На той войне незнаменитой…»? – напоминает Ария Напольнова. – Та война, действительно, была незнаменитой. Но на ней также гибли люди. И хочется, чтобы мы все об этом помнили.

Василий Курчевский родом из Белгородской области. Считает, что при желании, можно обучиться любому делу. Для него первый субботник в музее состоялся в июне 2017-го. С тех пор он – часть команды, и очень этому рад.

- До приезда сюда я знал о блокаде Ленинграда в рамках школьной программы. А здесь эта тема чувствуется очень остро – почти у каждого в семье – своя боль. И осознаешь все это уже совсем по-другому, - признается он.

Василию и Арии нет тридцати лет. Но потребность бывать здесь и помогать, у них абсолютно зрелая.  Алексею Белову – 32, он с Новгородской области, работает инженером в горно-обогатительной отрасли, научный сотрудник. Вместе с Баиром Алексей прорабатывает проект по установке памятнику сожженным деревням Новгородской области.

- По сути, на всех оккупированных территориях северо-запада России применялась тактика выжженной земли. По архивным данным за 920 дней оккупации Новгородской области было уничтожено 2225 сел и деревень. Вместе с Баиром мы работаем над тем, чтобы увековечить их память, - говорит Алексей. 

Добровольцем он работает больше двух лет, вместе со всеми участвовал в очистке дотов SK10 и SK2.

- Знать историю Великой Отечественной войны сегодня особенно важно, - считает Алексей. – Когда предпринимаются попытки ее фальсифицировать, нужно уметь противостоять этому, учиться фильтровать информацию, которую нам навязывают, а для этого необходимо самим развиваться и изучать эту тематику. И хорошо, что есть такие люди как Баир – он вдохновляет на эту работу, по сути, она становится смыслом жизни.

Вот такие они – добровольцы Военного музея Карельского перешейка. Не все их имена сегодня названы, да ведь они не для славы работают. Возможно, не все их способны понять. А может быть, кто-то захочет к ним присоединиться? И стать богаче духовно?

Кто-то из этих ребят сказал, что, когда он зашел в другой лес - не в северо-западной части России, не сразу понял, чего в нем не хватает. Потом почувствовал: не хватает воронок от бомб и снарядов. Это страшно. И это никогда и никому не даст забыть, какая по этому лесу прошла война.

Баир Иринчеев: «Когда мне говорят: это вы сделали музей, я отвечаю, что одному человеку осилить такое невозможно.  Я – разработчик идей, они – исполнители. В гранте на диораму были заложены только материалы, без выполнения работы. Собрали ее добровольцы, без преувеличения скажу – героическими усилиями. Не для личной выгоды - на общее благо. Многие не понимают: как так можно что-то делать без выгоды для себя? Можно! Просто это люди, которые понимают настоящие ценности жизни».

Ирина ИЛЬЧЕНКО

Читайте также