Дети войны взрослели рано…

Дети войны взрослели рано…
2069
Изматл, 1946 г. Средняя школа № 1. Автор текст третий слева в верхнем ряду

Дети войны – это люди, родившиеся в период с начала тридцатых годов до дня Победы. Это лишь общий критерий по возрасту. А по сути, это судьба… Думаю, что не ошибусь, если скажу, что рассказ о каждом – хороший материал для Бориса Корчевского, ведущего программу «Судьба человека» на телеканале «Россия».

Как только Юрий Левитан зачитал по радио сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, в стране был объявлен лозунг: «Всё для фронта, всё для Победы». Выпускники школ без напоминаний являлись в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Мой отец был учителем средней школы в селе Каменка Алматинской области Казахской ССР, и я помню, как он пестовал своих учеников.

В те предвоенные годы и позже в СССР обучение было неотрывно от воспитания молодежи, всем свойственно было чувство патриотизма и любви к своей Родине. Когда Уинстона Черчилля спросили, что, по его мнению явилось источником проявление массового героизма во время войны, он ответил: «Обучение и воспитание в школе». Учитель – особая профессия, нужно не только знать свой предмет, но и постоянно пополнять свои знания о нём, следить за новинками. Учитель может оставаться учителем лишь до тех пор, пока он учится.

Неслучайно наш президент в вопросах воспитания сделал акцент на патриотизм. По моему убеждению, патриотизм включает в себя такие нравственные понятия, как совесть, честь, справедливость, смелость, свобода. Разве это не основные ценности в жизни?

Выпускники школы, в которой преподавал мой отец, попали под Сталинград. Уже оттуда с фронта они писали письма своему учителю. В июле 1941 года отец был направлен на фронт, причем, тоже попал под Сталинград. А уже 22-23 августа в Тиксутинском лесничестве был жестокий бой с фашистами. Здесь отец с группой товарищей был взят в плен и вывезен в Германию. Там феврале 1943 года он умер от плеврита – об этом нам стало известно уже позднее, из материала Мемориала памяти. Я прилагаю текст письма, которое товарищ отца прислал директору школы села Каменка.

Для порабощения нас и захвата всей территории Советского Союза Гитлером были разработаны теория Блицкрига и план «Барбаросса». Оба этих плана затрещали по швам. Миф о непобедимости немецкого солдата был похоронен в результате разгрома фашистов под Москвой. А в «Барбароссу» немец перестал верить после разгрома под Сталинградом и на Курской дуге. Все это очень хорошо показано в сериале «17 мгновений весны» – вспомните беседу Мюллера со Штирлицем.

Мы, дети войны, память о героизме наших бойцов пронесли через всю жизнь, это для нас священная память. Какими мы были после войны, после Победы над фашистом, можно представить по старым фото. На снимке, который я бережно храню, несмотря на то, что он пострадал при пожаре, – мой 4-б класс мужской средней школы №1 г. Измаила Одесской области.

С провозглашением Победы люди стали возвращаться к мирной жизни, искать родных, семьи стали воссоединяться. Моя мама отыскала свою маму в Измаиле, туда мы с ней в конце 1945 года и переехали. То, как мы добирались до Измаила, это отдельная история. Одесский железнодорожный вокзал был разрушен.

Пассажирские поезда до Измаила ходили редко. Если до Одессы мы ехали в товарном вагоне с нарами, то в Измаил нас отправили на межвагонной площадке рудовоза. Пишу об этом с одной целью, чтобы стало понятно, какие трудности пришлось преодолеть людям, чтобы победить разруху. Трудности были, но одержанная над фашизмом победа придавала сил. Лозунг «Кадры решают всё» стал главным. Заново создавались средние профессиональные училища, где можно было получить специальность. Мама работала в аэропорту Измаила, была бухгалтером, и лётчики иногда меня брали на борт самолета, совершая облет после ремонта. Мне нравилась работа летчика, и после окончания школы в 1953 году я решил поступать в лётное училище. С этим поступлением произошла целая история, в результате чего я был принят в авиационное училище гражданской авиации города Кривой Рог. Там готовили специалистов по обслуживанию радиотехнического оборудования самолетов.

На полном гособеспечении (то есть бесплатное питание и обмундирование) мы проходили обучение с присвоением после окончания училища звания «младший техник-лейтенант», проходили и полную военную подготовку. Здесь изучали устав гарнизонной службы от подъема до отбоя, получали представление о том, что такое наряд вне очереди, вахта и многое другое. Из нас готовили специалистов для отрасли и защитников Родины. После окончания училища, в апреле 1956 года, я получил распределение на постоянное место работы в Иркутский аэропорт с обязательством отработать там три года. Меня обеспечили бесплатным проживанием в общежитии и обмундированием.

Я об этом так подробно пишу, чтобы понятна была система подготовки кадров в стране. По моему глубокому убеждению, многое из той системы можно было бы с успехом применять в наше время. Между прочим, Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова и многие другие выдающиеся личности – тоже дети войны, и они обретали профессию по этой системе. У каждого из нас своя судьба и свой жизненный путь, но мое убеждение: каждый должен воспитывать в себе и своих детях чувство патриотизма. А. С. Пушкин писал:

Два чувства близки нам!
Они дают для сердца пищу!
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам!

То есть память о былых подвигах наших предков должна передаваться из поколения в поколение.

Если защемило сердце,
Иль прошибла вас слеза,
Это память о погибших –
Не вините в том глаза.

На этой ноте хочу прервать свои размышления о мом поколении – о поколении детей войны, хотя рассказывать об этих людях можно бесконечно, приводя примеры из их жизни. Фотографии, которые я прилагаю, это лишь фрагменты отображения той эпохи. Желающих продолжить со мной беседу, всегда рад выслушать.

Анатолий ЯКЛЮШИН, ветеран труда, пенсионер, заслуженный учитель РФ

Читайте также