Без срока давности

Без срока давности
1547
Без срока давности

Все-таки справедливо говорят, что у некоторых преступлений нет срока давности. Недавно в областном суде рассматривался вопрос о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны.

Полмиллиона жертв

Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис КОВАЛЕВ, выступая в суде, назвал геноцидом преступления, которые в регионе совершали немецко-фашистские захватчики. С этим трудно не согласиться: Ленинградская область потеряла в годы Великой Отечественной войны около 500 тыс. мирных граждан и военнопленных. Эту цифру привел Борис Ковалев в беседе с журналистами после первого заседания по делу о признании геноцидом преступлений, совершенных на территории региона немецко-фашистскими захватчиками:

- Цифра около 500 тыс. человек - это установленные факты, когда можно по неким отчетам, по актам Чрезвычайной государственной комиссии, которая расследовала злодеяния нацистов, совершенные в годы Великой Отечественной войны, по чекистским документам считать общую цифру.

Историк сравнил потери Ленинградской области с трагедией блокадного Ленинграда. Ковалев многие годы изучает нацистскую оккупацию Северо-Запада России и коллаборационизма на этих территориях. На судебном процессе в Ленинградском областном суде Ковалев выступил в качестве приглашенного эксперта. По мнению специалиста, преступления, совершенные в годы войны нацистской Германией и ее союзниками, можно считать этническим и культурным геноцидом.

 Не вытеснение, а уничтожение

- То количество жертв, та целенаправленная политика, направленная не на ассимиляцию, не на вытеснение, а именно на уничтожение, которая проводилась на протяжении столь длительного промежутка времени, то, в процентном соотношении, количество людей, которые не смогли пережить годы войны, говорят о том, что в этом Ленинградская область, действительно, уникальна, - сказал Ковалев в ответ на вопрос прокурора, можно ли считать геноцидом злодеяния нацистских преступников на территории региона.

На первом заседании по делу выступили также представители прокуратуры Ленинградской области, которая инициировала процесс. По данным ведомства, в годы войны на территории региона немецкие оккупанты расстреливали, пытали, вешали…В концлагерях и лагерях трудовой повинности находились тысячи людей. В частности, на территории Гатчинского района 13 сентября 1941 года немецко-фашистскими захватчиками был создан лагерь "Дулаг-154", в котором содержалось мирное население и военнопленные. В лагере был установлен жесткий режим содержания, находившихся в нем людей привлекали к тяжелому физическому труду, подвергали голоду

На чужбине

Валентина Николаевна и Николай Александрович Логиновы после войны жили в поселке Гончарово. Оба они – дети войны. О трудной судьбе своих родителей рассказывала нам дочь Логиновых:

- Фашисты угоняли в Германию не только взрослых, но и детей. Вот и моя мама оказалась в таком поезде… По пути состав обстреляли, так она оказалась в Литве. Ее определили к одной семье, она у них работала как батрачка. Минутки свободной не было: доила коров, ухаживала за ними, за свиньями, конем, птицей, сажала овощи, полола грядки, помогала убирать зерновые

Их освободили при наступлении наших войск. Если у детей не было родителей, их определяли в детские дома, а у мамы был жив отец… Хозяйский сын оказался негодяем, воспользовался беззащитностью юной девушки, которая не посмела дать отпор – за преступление сына хозяйка расплатилась коровой. Мама с этой коровой сумела добраться на Карельский перешеек, под Выборг, куда уже переехали отец с мачехой. В пути доила корову, тем и питалась…

Выставка-реквием  

В эти дни в Ленинградском областном колледже культуры и искусства открылась выставка, посвященная геноциду мирных жителей региона в годы войны.

Заведующая библиотекой Ирина СЕМЕЙКИНА из фондов и рассекреченных материалов государственных архивов и УНКВД по Ленобласти, которые нашла в Интернете, собрала уникальный материал: снимки и документы, в том числе копии сообщения УНКВД по Ленинградской области о положении местных жителей во время оккупации немецко-фашистскими войсками территорий Лужского, Тихвинского, Сланцевского, Гатчинского и других районов, а также Пушкина и Павловска. Здесь же представлены пояснительные записки, заявления людей, поименные списки жителей, подвергшихся злодеяниям, и фотоматериалы, подтверждающие факты и масштабы совершенных против мирного населения преступлений. Дополнены документальные материалы и художественной литературой соответствующей тематики.

- В нашем учебном заведении более 600 студентов, всех сразу библиотека вместить не может, поэтому на выставку приходят поочередно, группами. Помимо озорной экскурсии мы беседуем с ребятами, я задаю им вопросы, выслушиваю мнения. Экспозиция знакомит молодых людей с достоверной историей войны и, надеюсь, поможет сохранить память о трагических событиях тех лет.

Масштабный российский проект

Два года назад в рамках Всероссийского проекта на основе архивных материалов было создано электронное научное издание «Без срока давности: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Ленобласти в годы войны». Сборник состоит из 24 томов, в которые включено более семи тысяч архивных документов из полусотни региональных и федеральных архивов (причем, многие из них были рассекречены в рамках проекта).

Все эти документы являются настоящими свидетельствами преступлений фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирных жителей. Материалы отбирались по тематическому принципу, исходя из основной задачи – рассказать обо всех сторонах военных преступлений нацистов и их пособников на оккупированной территории, показать целенаправленный характер политики уничтожения мирных жителей, провозглашенный и реализованный нацистами в годы войны, а также масштаб трагедии гражданского населения, которая затронула сотни тысяч наших граждан.

В нарушение всех норм международного гуманитарного права миллионы советских мирных жителей были убиты фашистами, а миллионы красноармейцев уничтожены в лагерях военнопленных. По данным архивов, война унесла жизни 26,6 млн. человек. Практически половина из них были мирными жителями оккупированных территорий. Из них более 11,5 миллионов погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств, а еще свыше двух миллионов – умерли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено боле пяти миллионов советских граждан.

Погибло свыше 140 жителей области

Одна из глав сборника посвящена нашему краю. История оккупации Ленинградской области, по сути, история Великой Отечественной войны в отдельно взятом регионе. По данным Ленинградского областного архива в Выборге, две трети территории области были оккупированы, четыре района оказались в блокадном кольце, и их жители прошли те же испытания, что и ленинградцы. Здесь нацистами создавался особый режим, устанавливались свои правила и даже вводились специальные денежные знаки (за отказ принимать их в качестве оплаты грозил расстрел). За нарушение правил мирные жители жестоко наказывались. В архивных документах значится такой факт: был расстрелян отец ушедший за деревню хоронить своего сына без разрешения коменданта.  

Зимой 1942–1943 года в оккупированной части Ленинградской области прошел переучет всего трудоспособного населения, и началась массовая принудительная отправка рабочей силы в Германию. Из одного только Череменского сельсовета Оредежского района было угнано более 1,7 тысяч жителей, а именные списки удалось составить лишь для 264 человек. В большинстве случаев имена угнанных сообщить было некому – людей отправляли целыми деревнями, не дав им даже собраться в дорогу. Угнанных направляли на работы не только в Германию, но и в оккупированные фашистами страны.

По данным Ленинградского областного архива, на территории современного 47 региона в годы войны погибло от рук и действий фашистов более 140 тысяч мирных жителей, а более 250 тысяч угнаны в рабство.

Месяцы скрупулезной работы

По словам директора ЛОГАВ Юлии КРИПАТОВОЙ, по Ленинградской области в сборник включено более 200 документов за период с 1941 по 1965 год.

- Около пяти месяцев архивисты занимались выявлением и набором документов, распределением их по разделам сборника, составляли примечания и указатели, - поясняет Юлия. - Для публикации отбирались наиболее содержательные документы. В наборе выявленных документов, ввиду сжатых сроков, участвовали практически все сотрудники ЛОГАВ. Из имеющихся в архиве документов опубликованы были не все, так как акты комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков во многом дублируют друг друга - в документах районных комиссий обобщаются сведения, собранные сельсоветовскими, колхозными, поселковыми и другими комиссиями. В сборнике также использованы документы из архивов Санкт-Петербурга (Центрального государственного архива, Центрального государственного архива историко-политических документов и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов), а также из архивов ФСБ.

…Действовать беспощадно!

По словам Юлии Крипатовой, в архиве хранится большое количество документов по этой теме, есть, например, инструкция немецкому солдату, как вести себя в борьбе с партизанами. Из документа (в сокращенном виде): «Мы, немцы, допускаем ошибку, что если нет наступления или обороны, то вообще считаем, что нет войны, но она продолжается и тогда, когда мы едем на поле за фуражом, когда мы жарим картофель и когда идем спать. Не нужно допускать, чтобы русские, которые в открытой борьбе с нами не могут справиться, нападали на нас тогда, когда мы ведем себя так, как во время глубочайшего мира…». А вот еще несколько правил: «…Нам партизаны могут навредить лишь в тех случаях, когда мы им даем эту возможность, благодаря недостаткам и ошибкам в несении службы охраны. Оружие должно быть с солдатом везде и всюду. Кто над этим смеется и все время держит винтовку в смежной комнате, тот вовсе не является особо храбрым, а, наоборот, особенно глупым. Где и когда бы партизан ни появился, он всегда должен натолкнутся на дуло нашей винтовки…», «…Там, где население создает трудности, действовать беспощадно, но справедливо. Меры принимают офицеры. Во всех наших действиях мы сохраняем честь и достоинство немецкого солдата…» и «…Дороги наводнены странствующими, оставившими свои части красноармейцами, рабочими по рытью окопов и другими. При допросах от них слышишь и правду, и ложь. Правдивые и ложные известия они переносят с одного места на другое. Сотни из них безобидные существа, но с ними беспрестанно добираются партизаны и разведчики к своим местам. Этому странствованию надо положить беспощадный конец. От населенного пункта к населенному пункту никто не должен таскаться. В селах должны жить только местные жители. Мужчин, которые шляются кругом, следует задерживать и отправлять в лагерь пленных. Странствующим женщинам, если их ни в чем не подозревают, указать их местожительство. Любого гражданина, стремящегося перейти линию нашего фронта к противнику – расстреливать...».

Немецких солдат учили: «Партизанская борьба ведется коварно и может быть покорена только беспощадностью. У кого не хватает решимости защищаться против этого нападения так, чтобы у партизан отпала охота еще раз вернуться, тот заслуживает того, чтобы они его постоянно тревожили. Добродушие, глупость, мягкотелость может стать преступлением. Партизан подлежит расстрелу. Приказание об этом отдает офицер. Мертвый партизан показаний уже не дает. Поэтому своевременно надо подумать над тем, что пойманный партизан — неоценимое средство для получения сведений о других партизанах. Мы не будем ждать нападения со стороны партизан, а будем бить там, где мы их подозреваем. На каждую атаку врага отвечать контратакой. Лучшие бойцы - это мы, поэтому и выиграем войну».

После допроса – в лагерь

Наверное, самыми ценными документами являются воспоминания людей, переживших фашистский лагерь. Вот, например, красноармеец Александр Пикалев пишет: «Все, кого я видел за два года, проведенных в фашистском плену в Красногвардейске в лагере военнопленных, были зверски повешены, некоторые по национальному признаку. А в Пушкине были расстреляны и свалены в овраг около сотни стариков, женщин и детей. В Красногвардейске был разрушен и разграблен исторический музей, где фашисты устроили штаб зенитной части. В парке были разбиты и разрушены памятники древней русской культуры. Было и так, когда немецкие солдаты и офицеры избивали до полусмерти женщин и детей. Лично наблюдал, как фашисты издевались над нашим командованием: в Красногвардейске в карцер в бывшие артиллерийские казармы были

посажены майор Агафонов, капитан Михайлов, летчик Павлов и другие. После всех издевательств и допросов они были отправлены в подземные политические лагеря. Рассказать все те издевательства, которые мне пришлось наблюдать в фашистском плену невозможно».

Расстреливали и священников

Фашистам издевались и над детьми, и над женщинами, и над служителями церкви, которые по религиозным соображениям никогда бы брали в руки оружие. Преступления были бессмысленны и жестоки, так, например, в поселке Торковичи немцы подожгли дом сирот войны, в котором находились дети в возрасте 3-8 лет… В сборник вошел также акт комиссии жителей деревни Заозерье Лужского района о расстреле немецкими войсками священника Воробьева. Документ составлен в присутствии гражданина Ивана Егоровича Репкова, Павла Егоровича Сидорова, Веры Михайловны Степановой. Акт подтверждает, что 29 февраля 1944 года при освобождении Красными войсками бандой СС совершено зверское убийство: был выведен за двор и расстрелян священник Николай Петрович Воробьев, 1869 года рождения.

Уроки прошлого нужны будущему

- Проект «Без срока давности» – большая кропотливая работа, которая, я надеюсь, будет иметь значение для многих поколений наших потомков. Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. У действий, направленных против человечества и мира, нет срока и места давности, - убеждена Юлия Крипатова.

Важно, что сотрудники ЛОГАВ, помимо ежедневной работы по сохранению таких важных и необходимых документов, постоянно инициируют и реализуют интересные проекты. Одним из них стала акция - «Живая память Победы в семейных архивах», в которой присоединились многие ленинградцы, представив личные документы и снимки, касающиеся 1941-1944 годов. Интересным был проект, приуроченный к 75-летию Великой Победы «Архивы рассказывают…», в который вошли ранее неопубликованные документы о вкладе различных народов, проживавших на территории нашего региона, в победу над фашизмом. В документах содержатся малоизвестные факты и сведения о размещении эвакуированных детских домов и предприятий Ленинграда и области, наградные листы участников боевых действий на Волховском и Ленинградском фронтах; информация о поставках продовольствия, боеприпасов, военной техники, дневники, редкие фотографии и т.д.

Жители многих городов и поселков 47 региона могли познакомиться с передвижной выставкой архивных документов «Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны». На ее открытии губернатор Александр ДРОЗДЕНКО отметил важность сохранения официальных документов о войне и в целом об истории нашей страны, а также важность передачи объективных беспристрастных знаний молодому поколению.

Познакомились с экспозицией и жители нашего города - она была размещена в выставочном зале «Выборг – город воинской славы». Напомним, что территории Выборгского района в годы войны действовали два лагеря для военнопленных, в которых погибло более трех тысяч солдат. Имена всех их увековечены на воинском захоронении при въезде в город.

Подготовила Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также