А не махнуть ли выборжцам в Верхотурье?

2097

Статус исторических поселений на сегодняшний день в нашей огромной стране имеет только 41 город (список зарегистрирован Минюстом РФ от 21 сентября 2010 г.). Под № 6 в этом списке Верхотурье Свердловской области, под № 9 – Выборг Ленинградской области. Как директор Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника я и попал в Выборг, на конференцию.

Выборг и Верхотурье имеют много различий, но проблемы сохранения историко-культурного наследия общие.

Выборг – один из старейших городов Ленинградской области, основан шведами в 1293 году, в 1403 г. получил статус города. В 1721 году официально вошел в состав Российской империи и стал еще одним «окном в Европу».

Верхотурье – старейший город Свердловской области. Основан в 1598 году и на протяжении XVII века выполнял транзитно-транспортные и административно-военные функции, являясь перевалочной базой в ходе русской колонизации Сибири. Город был центром судостроения, центром горного освоения края, конфессиональным и пенитенциарным центром. Здесь находилась таможня на Главной (и единственной разрешенной) государевой дороге в Сибирь.

Оба города пережили множество потрясений, есть в их истории и светлые, и темные, трагические страницы.

В настоящее время население Выборга составляет более 80 тысяч жителей. Город остался «окном в Европу» развивая связи с Финляндией, Швецией, Эстонией… А Верхотурье маленький провинциальный городок, в котором проживает 8,5 тысяч жителей (Весь городской округ – 16 тыс.) Однако в Выборге за ХХ век население сменилось почти на 100%, а в Верхотурье до сих пор встречаются фамилии первых строителей и защитников города, число коренных жителей до сих пор преобладает над количеством более поздних переселенцев.

Для русского населения шведско-финский Выборг был поначалу чужим, их мало что связывало с его историей, традициями, но поколения, родившиеся уже в этом городе, начинают гордиться своей «европейскостью», причастностью не только к русской, но и к европейской истории. В Верхотурье обратная картина – и историей гордятся и тем, что город называют «Духовной столицей Урала», но отсутствие всякой промышленности, изношенный жилой фонд (основная часть застройки – вторая половина XIX – начало ХХ веков) заставляет молодежь уезжать, а в оставшихся жителях порождает чувство социальной апатии.

Одной из исторических жемчужин Выборга является замок, построенный еще шведами в XIII веке и неоднократно перестраивавшийся в духе времени. В Верхотурье такой достопримечательностью является единственный сохранившийся на Урале каменный кремль (1699-1712 гг.) Это самый маленький и самый последний каменный кремль в России. Кстати, в его строительстве принимали участие пленные шведы.

При присвоении статуса «историческое поселение» на первом месте стоит, по сути, наличие сохранной аутентичной исторической среды, а не только лишь единичных объектов культурного наследия, встречающихся на территории практически каждого населенного пункта. Вот с исторической средой, как правило, существуют большие проблемы.

Выборг сильно пострадал в ходе боевых действий в 1939-1940 г. и 1941-1944 годов. До сих пор экскурсоводы периодически повторяют: «в это здание попала бомба». Какие-то здания были разрушены уже в послевоенный период. Переименованы все улицы и районы города. Уничтожилось многое из того, что могло напоминать о шведско-финском прошлом Выборга.

Город Верхотурье под бомбежками не был, но если в Выборге преобладают каменные здания, то в Верхотурье основная часть жилого сектора – деревянная. Пожары каждый год уничтожают до десятка домов. Так, в 2010 году сгорел уникальный объект культурного наследия «Дом почетных гостей», построенный по инициативе Г. Распутина для царской семьи.

Еще одна проблема, характерная для всех старых городов, это нестыковка программы по сохранению культурно-исторического наследия и Программы переселения из аварийного жилья. Из старинных зданий, находящихся в аварийном состоянии, переселяют жильцов. Процесс перевода зданий из жилого в нежилой фонд не происходит из-за отсутствия у муниципалитета средств на документацию. Освобожденные здания не охраняются. Уголовные дела за вандализм и мародерство не возбуждаются, так как балансовая стоимость старых зданий оценивается в копейки.

Проблемой являются и самовольные постройки в исторической части города, и самовольные «ремонты» (например, деревянное здание обшивается сайдингом, старинные окна и двери заменяются пластиковыми и т.д.).

В этом отношении Выборгу больше повезло – пока только у 9 исторических поселений Федерального значения утверждены приказами Минкультуры РФ границы и предмет охраны. Одно из них – Выборг. До недавнего времени статус «историческое поселение», по словам одного из участников конференции, давал городу только «чувство глубокого морального удовлетворения». Сменявшие друг друга с 1996 года Программы возрождения исторических городов не давали положительного эффекта. Надеемся, что ситуация кардинально изменится после прошедшего совещания в Коломне, где присутствовал В. В. Путин.

Чтобы сохранить историческую и культурную идентичность, так называемый «дух места» важны многие составляющие. Это и позиция администрации города, и поддержка общественности, и тесная связка муниципалитета с органами охраны памятников, с проектными организациями…

Туризм – значительная статья доходов в бюджет «исторических поселений». В этом отношении Выборгу повезло больше. Кроме своих, российских туристов есть и многочисленные представители зарубежья. Присутствие финнов в городе ощущается очень явственно. В Верхотурье с этим сложнее… Не с финнами – с туристами. Приезжают из Украины, Белоруссии, со всей территории нашей страны. Но значительная часть приезжих это не туристы, а паломники, которые едут к мощам святого Праведного Симеона Верхотурского. Цели у этих людей не те, что у туристов. Соответственно, доходы в городской бюджет несколько другие…

Закончить хочется небольшой зарисовкой из путешествия по Выборгу.

В первый день приезда ищу дорогу в библиотеку Алвара Аалто.
– Скажите, как пройти к библиотеке, я только что приехал в город, – спрашиваю у прохожей.
– Мы все сюда когда-то приехали, – философски замечает женщина.
Спустя какое-то время спрашиваю еще раз:
– Как пройти к библиотеке?
– Это там, за Красной площадью.
– ?
– Ну, между Лосем и Совой.
– ?
Нашел я и библиотеку, и Красную площадь, и Лося, и еще очень многое. Впечатлений хватит надолго. А эту статью я не только вышлю в Выборг, но и напечатаю в нашей Верхотурской газете. Потому, что «мы одной крови…»

Николай НОВИЧЕНКОВ, директор Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

Читайте также