10 ноября – День сотрудников внутренних дел

10 ноября – День сотрудников внутренних дел
863
Общество меняется, но порядок должен оставаться неизменным

На предстоящую неделю выпадает профессиональный праздник сотрудников правоохранительных органов – раньше мы бы сказали проще: День милиции. Андрей Кашкаров размышляет о месте, которое занимает в обществе эта силовая структура, сравнивает, сопоставляет, делится опытом…

«Давайте выпьем за тех, кто в МУРе, – за тех, кто в МУРе никто не пьет», – послушал песню Владимира Высоцкого и захотелось поделиться своими мыслями о сотрудниках органов внутренних дел, чей профессиональный праздник  связан не только с традиционным «звездным» праздничным концертом, но с особенностями и тяготами службы, к которой и ваш покорный слуга был когда-то причастен.

 Не знаю, есть ли страна, где бы граждане любили полицейских. Впрочем, нет, далеко ходить не надо: в соседней стране культивируется уважительное отношение к стражам порядка. Но не у нас! Ни в царской России, ни в советской, ни в «перестроечной». Одна же из особенностей нашего времени – ситуация кризиса доверия граждан, когда за проявленную (рекомендованную, между прочим, уставом) вежливую настойчивость в охране правопорядка полицейского ненавидят, а за успехи или помощь особо не хвалят, принимая как должное.

 Но многие ли давали себе труд понять человека в форме? Мне кажется, это очень важно – стремление понять. Поняв, иногда прощаешь. Дело ведь не в том, что сотрудник полиции при исполнении обязанностей наделен относительно широкими полномочиями для пресечения противоправных действий, совершаемых гражданами или должностными лицами в одиночку или группами (хотя относительно недавно полномочия эти несколько расширены). Скорее стоит подумать об уважении к человеку. Думаю, что именно отсутствие уважения друг к другу осложняет (или создает) ситуацию в стране. Люди не доверяют полицейским и нередко провоцируют ответные чувства. Ведь с обеих сторон – чувствующие, живые люди. Не роботы. Казалось бы, «рецепт» нормальной жизни в правовом поле категорически прост: не желай другим того, чего не желаешь себе, пытайся понять другого человека, мотивы и причины его поступков и желаний – и будет тебе счастье.  Но просто только на словах: кризисом в наше турбулентное время пронизаны все ветви власти, а также и социальные страты.

Работая в милиции, я не раз удивлялся тому, как сознательно или по недомыслию люди сами усугубляют межличностный конфликт. Причем, еще до вмешательства стражей порядка. Мы нередко обсуждали проблему с коллегами, поначалу пытались улучшить ситуацию, найти выход. А потом, со временем, с приобретением опыта все это стало «общим местом». Самая трудная работа – работа с людьми: была, есть и будет. Некоторые поступки граждан видятся полицейскому, уполномоченному охранять законный порядок, иначе, чем самому гражданину. Но большинство людей винит все-таки не себя, сотрудника органов внутренних дел.  Бывает, граждане переходят на угрозы, оскорбления. Помню, голова моя шла кругом от этих впечатлений… Но все-таки стоит подумать вот о чем: стражи порядка – это обычные люди, все они не с Луны к нам прилетели, они чьи-то отцы, матери, сыновья, дочери, братья и т.д.  Нарушения там, конечно, есть. Но у нас нет другой полиции хотя бы потому, что нет другого народа. Когда-то, надо честно признать, ситуация была лучше. Милиции на улицах было больше, а населения в мегаполисах меньше. Я помню время, когда милиция охраняла кладбища. Сегодня такой анахронизм трудно себе вообразить, но это было. Несли службу на улицах по одному, с аналоговой рацией «добивающей» только до первого перекрестка, порой таская в кобуре скромный бутерброд, в неудобной шинели, под которой – китель с галстуком-                                  удавкой. Я застал еще то время, потом оно стремительно понеслось в ногу с техническим прогрессом. Старые, патриархальные нравы времени отошли в вечность, уступив место влиянию цивилизации. Но какой? Вызовы времени изменили и современную полицию. Значительно возросло на службе число женщин, примирившихся со своим профессиональным участием. Я, честно признаюсь, против этого, полагая, что в женственной натуре служба формирует характерную жесткость, но кто меня спрашивает…

Первые два года службы наиболее сложные, адаптационные. С опытом человек в форме теряет чувствительность, а с ней и иллюзии по поводу честности и благодарности граждан, которых он защищает от противоправных посягательств, в том числе со стороны других граждан. Года через три формируется профессионал. Или уходит. Но не надо думать, что полицейский –примитивный исполнитель, лишенный аналитических способностей, воображения, понимания того, что происходит. Поверьте, далеко не все из них в восторге от начальственных решений, вплоть до самых высоких инстанций. Однако, если ты на службе, критиковать власть нельзя – это неписанное правило существовало и в царской полиции, и в армии.

Можете мне не верить, но я знаю романтиков, пришедших на службу по зову сердца, которые достойно исполняют свой профессиональный долг. На свою долю не жалуются – не принято, защищают тот закон, который действует (плох закон или хорош, но это закон). Кстати, об обществе: в стране совсем недавно имел судимость каждый четвертый дееспособный мужчина, так что органы правопорядка востребованы как никогда, а если кто-то захочет личным примером показать, как сделать мир лучше, то ведь ничего невозможного нет – по крайней мере, я так думаю…

Андрей  КАШКАРОВ 

Читайте также