Выбрать будущую профессию можно и нужно еще в школе

Выбрать будущую профессию можно и нужно еще в школе
1402
Выбрать будущую профессию можно и нужно еще в школе

Ежегодно старшеклассники и их родители сталкиваются с проблемой выбора профессии. Большую помощь кому-то здесь может оказать профориентационный класс. В данном случае педагогический.

Такой класс был открыт в начале учебного года в рамках сетевого взаимодействия между ЛГУ имени Пушкина, Выборгским филиалом вуза, районным комитетом образования и школами города и района по программе «Суббота выборгского школьника».

Идея проекта очень похожа на концепцию учебно-производственных комбинатов конца 80-х. Тогда старшеклассники в выпускных классах могли освоить машинопись, кройку и шитьё, получить водительские права или, как и их нынешние сверстники, посещать занятия в педагогическом классе (к примеру, именно так делала в свое время директор школы № 7 Ольга БЕЗРУЧЕНКОВА). И тогда, и сейчас стояла задача решить проблему кадрового дефицита.

Кстати, в 7-й школе педагогов хватает, говорит руководитель. И представительство старшеклассников из школ №№ 6, 7, 10, 11 и 14 обусловлено не дефицитом учителей именно в них, а скорее наличием учеников, мотивированных на изучение педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

По статистике, средний возраст учителей растёт, самые востребованные предметники – учителя русского и литературы, физики, математики – ещё и самые возрастные. К счастью, ряды педагогов пополняют выпускники Выборгского филиала ЛГУ имени Пушкина. По окончании отделения среднего профессионального образования они продолжают обучение в высшем звене заочно, без отрыва от любимой работы.

Позади половина пути

Занятия в профильном педагогическом классе начались в октябре. За несколько месяцев слушатели курса узнали много интересного о профессии учителя и воспитателя, того, что обычно скрыто от воспитанников в повседневной образовательной деятельности. С ребятами работали психологи, социологи, преподаватели педагогики дошкольного звена и другие специалисты.

Очередное занятие стало неким промежуточным итогом освоения половины программы. Этому было решено посвятить обсуждение и обмен мнениями в формате круглого стола.

– Учитель у всех вас ежедневно на виду. А какие качества должен иметь педагог, чтобы его любили, уважали, чтобы он грамотно доносил свой материал, и чтобы ученики получили качественные знания? Вот об этом и поговорим, – задала тон встрече куратор проекта Людмила МИТИНА.

Подростки признаются, что стали больше разбираться в себе, видении себя в роли учителя или представителя другой профессии.

Десятиклассник школы № 6 Дмитрий ПЕСТРИКОВ пока ещё не определился, хочет ли он стать учителем. Но признаётся, что занятия ему полезны для саморазвития.

Его ровесница Полина КАНЕВА из гимназии № 11, напротив, утвердилась в правильности своего выбора:

– Раньше я даже не рассматривала для себя профессию учителя, собиралась стать врачом или ветеринаром, поскольку люблю животных. Но в начале 10-го класса всё кардинально поменялось… 

Десятиклассница из школы № 14 Ульяна ПШЕНИЧНИКОВА:

– Я ещё не уверена на 100%, что буду учителем. Но базовое педагогическое образование никогда не будет лишним для развития. В данный момент мне легко представить себя на месте преподавателя. Я готова давать знания детям, готова к ответственности.

Девятиклассница школы № 7 Полина СМЫСЛОВА использует занятия в педагогическом классе для саморазвития. У неё ещё есть время, чтобы определиться с выбором профессии.

Одноклассница Полины Валерия УВАРОВА склоняется к освоению очень близкой к педагогике профессии психолога. Она тоже считает проведённое время полезным для собственного роста.

Мадина КУРБОНОВА из параллельного класса посещает занятия с целью разобраться, подходит ей профессия учителя или нет. Вообще-то в 15 лет непросто определиться – кем стать.

Ещё одной девятикласснице из той же школы Марии ДМИТРИЕВОЙ уже всё ясно:

– Я хочу сначала отучиться на отделении дошкольного образования, потом получить высшее образование и стать логопедом. Моя мама работает воспитателем в детском саду, она дала такой совет. И сейчас, походив на курсы, я поняла, что мне это действительно интересно.

Людмила ГУРЕВИЧ, ученица 10 класса и кадет полиции из школы № 8 собирается стать инспектором по делам несовершеннолетних. Наставники одобрили её решение сначала получить педагогическое образование, а затем – юридическое. Девушка решила совместить семейные традиции: дед служил, мама и бабушка профессионально занимались воспитанием детей:

– Как дети попадают на учёт к инспектору по делам несовершеннолетних? Например, в начальной школе учитель не смог найти к ребёнку правильный подход, не сумел ему помочь. Конфликт переходит в неправильное русло, и ребёнок совершает ошибки, нарушает закон.

По общему мнению учащихся, организаторы разработали для них многогранный и разносторонний курс. И было бы хорошо, если и другие учебные заведения организовывали подобные занятия.

Как пример

Участвовавшие в дискуссии взрослые поделились своими историями. Так Ольга Безрученкова, получив диплом учителя, несколько лет проработала на заводе, решив по молодости, что педагогика – всё же не её удел. Преподаватель профессиональных дисциплин, курирующий проект со стороны ЛГУ, Евгений ПЛЕШКОВ мечтал работать в таможне, закончил факультет культурологии; педагогический талант открыл в себе практически случайно.

Директор Выборгского филиала ЛГУ имени Пушкина Елена ЖУРИНСКАЯ:

– Мы впервые открыли своё учреждение для школьников, взяли их в свою специально созданную программу. И я вижу, что мы всё делаем правильно. Сегодня ведущим является практико-ориентированный подход к обучению любой профессии. Поэтому с вами занимались лучшие преподаватели педагогики и психологии.

Уже в планах

Елена Журинска озвучила планы и в следующем году продолжить подобную практику.

 В образовательном учреждении стремятся развивать студентов всесторонне. К примеру, группа из 29 нынешних первокурсников, поступивших после 9-го класса, в скором времени окончит «Школу вожатых» и получит свидетельства, дающие право работать по профессии. В преддверии сезона летнего оздоровительного отдыха такое пополнение рядов вожатых очень кстати. Получить первую в жизни профессию в «Школе вожатых» могут не только студенты, но и учащиеся 10-х классов школ Выборга и района.

Третье из дополнительных направлений работы – курс краеведов-экскурсоводов. Он мотивирует и к изучению истории родного края, отмечает Елена Журинская, и к саморазвитию в целом, начиная с культуры речи.

Преподаватель Выборгского филиала ЛГУ имени Пушкина Лидия НИКОЛЕНКО:

– Вся наша жизнь пронизана педагогикой: родители вас воспитывают, да и вы родителей тоже, в общественных местах можно встретить делающих замечание или поучающих молодёжь седовласых горожан. Всю жизнь мы учимся и учим.

По мнению Лидии Николенко, умение управлять коллективом, как учитель в классе, это ведущее качество хорошего менеджера. Да и вообще, педагогическое образование – это основательная база для развития в любом профессиональном направлении.

– Главная задача педагогов показать ребятам: для того, чтобы стать учителем, необходимы определённые личностные качества, а также умение работать с талантливыми детьми, с учениками с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития, – подчёркивает Людмила Митина.

В настоящее время в школе № 7 образовательные траектории в старших классах делятся на естественно-научный и информационно-технологический профили. Со следующего учебного года здесь планируют добавить ещё и педагогический, занятия по которому будут проводить психолог, дефектолог и другие специалисты. Людмила Митина поясняет, что на базе школы учиться по педагогическому профилю смогут все желающие старшеклассники из Выборга и района.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также