О выборгской детской школе искусств

860

Когда-то давным-давно, совсем маленькой, я смотрела, как играет на пианино моя бабушка. Её пальцы легко бегали по клавишам, заставляя меня завороженно следить за этим волшебством, от соприкосновения с которым получались дивные мелодии мазурок Шопена, пьес Мендельсона, песен Вертинского, арии из опер и оперетт. Именно тогда я страстно захотела попасть туда, где учат этому чудесному искусству, и буквально заставила маму привести меня в музыкальную школу.

Льется музыка, музыка, музыка…

Проспект Ленина, 2а. Небольшое двухэтажное здание. И вроде бы ничего особенного и примечательного. Но из окон льется музыка… Люди оборачиваются, прислушиваются: что это? А в этом доме с 1957 года живёт интенсивной творческой жизнью музыкальная школа. Менялись её названия, руководители, приходили и уходили всё новые поколения детей, а школа, соединившись со вторым помещением на ул. Сухова, живёт многотрудной, масштабной, яркой творческой жизнью. Без нас в городе было бы не так интересно: поистине филармонический размах концертной деятельности просвещает и обогащает духовно тысячи горожан, которые приходят на концерты, в проекты, на сольные выступления наших талантливых педагогов и воспитанников, наших оркестров – камерного и симфонического, духового и народных инструментов, хоров, струнного, фортепианного и вокального ансамблей.

…До сих пор помню яркую мозаику, которая много лет украшала зал. А каменные лестницы, ведущие на второй этаж, огромные окна, выходящие на центральную городскую улицу, уютные классы, пианино и рояли так и остались со мной на всю жизнь, которую я, как и многие мои коллеги, посвятила самому прекрасному из искусств – музыке! Каждый преподаватель, работающий сейчас в нашей школе, – творческая личность, энтузиаст и добрый наставник для юных музыкантов. Каждый – старается помогать, делится своим опытом и знаниями. Во взаимодействии всех ролей: обучая (школа одна из немногих в области, реализующая огромное количество программ по разным специальностям и ориентирующаяся на их постоянное увеличение и развитие по новым перспективным направлениям), просвещая, воспитывая, концертируя, выполняя огромный пласт методической работы, сохраняя и приумножая традиции, увеличивая штат сотрудников, привлекая новые молодые кадры, в числе которых огромное количество наших выпускников, подготавливая самых маленьких слушателей к дальнейшему обучению, выделяя главное и выделяясь из всех городских учреждений культуры высоким профессионализмом, завоеваниями в конкурсных баталиях, – наша школа является безусловным флагманом не только в городе, но и в районе, области. И как у каждого флагмана, у нас есть свой капитан – Инна САПОГОВА, которая уверенно держит курс на развитие, на новые достижения и новые технологии в обучении.

И конкурсы, и концерты…

События – калейдоскопом, конкурсы – лавиной, концерты - годами выверенными традициями, лауреаты – прибавлением все новых имен – таковы наши сегодняшние достижения и ориентиры. «Выборгская весна» (районный конкурс, на который охотно приезжают учащиеся и преподаватели со всего района, а члены жюри – из самых известных учебных заведений Петербурга) – год от года становится всё масштабнее, интереснее и профессиональнее. Концерт-проект «Органная музыка» под руководством Натальи ВАЛЬЧЕНКО, долгие годы проходящий в соборе св. Петра и Павла, приносит радость соприкосновения с органом. Вряд ли кого-то оставит равнодушным факт восстановления в городе звучания симфонического оркестра! Дирижёр оркестра Фёдор БЕЗРУКОВ совместно с руководителем хоровых коллективов Людмилой КУЗИНОЙ и солистами, в числе которых преподаватель академического вокала Татьяна ЛУКОВЕНКО, осуществили один из масштабных проектов: «Stabat Mater» Дж. Перголези.

«Звери печальные и весёлые» – это премьера кантаты Сергея ПЛЕШАКА, осуществлённая хоровым отделом школы под руководством неувядаемой Людмилы Кузиной, ещё одно из ярких достижений года. А присутствие на премьере самого композитора сделало этот проект особенным, ярким и незабываемым. На музыку этого же автора была поставлена и музыкальная сказка «Маленький принц», в работе над которой были задействованы все отделения Школы искусств, с успехом прошедшая на сцене библиотеки А. Аалто, сотрудничество с которой очень помогает нам в осуществлении масштабных мероприятий. Проект «Музыкальный марафон» – там же, в библиотеке А. Аалто, – один из немногих проектов, в котором ежегодно принимают участие одарённые ребята из школ района, причем дальнейшие планы связаны с приездом участников из Санкт-Петербурга.

Число школьных концертов, проектов, в том числе с социальными партнёрами (детским интернатом в п. Калинина), в детских садах, школах, выездов с концертами в районные школы и даже в Петербург – зашкаливает как своим количеством и качеством, так и охватом. Участие в конкурсах – особенно важный показатель работы преподавательского состава школы. Конкурсы всех уровней – от районных до международных – «Серебряное озеро», «Петербургская весна», «Финские истории», «Полифоника», «Маленький Моцарт», «РЕ-Лиго». «Новая школа», «Весенняя капель», «Выборгская мозаика», «Шесть волшебных струн», Открытый конкурс учащихся школ области, «Юные дарования», «Цвет и звук Державы Рериха», «Вологда – Выборг», международный конкурс вокалистов им. Е. Образцовой – это лишь небольшая часть конкурсов, в которых приняли участие как солисты, так и ансамбли, хоровые коллективы, оркестры, а их в школе насчитывается не один десяток. Всё это дарит массу положительных эмоций, заставляет говорить о нас как о школе высокорезультативной, постоянно находящейся в безостановочном интенсивном развитии. И курс этого развития определён далеко вперёд – создание новых ансамблей, оркестров, задействование как можно большего числа учащихся ребят в коллективном музицировании. Наши воспитанники становятся стипендиатами областного комитета по культуре. Учащаяся фортепианного отделения Ева КАЛЬЦАНОВА – среди стипендиатов прошлого года за свои успехи в учёбе и конкурсной деятельности. А за ней следующие и следующие номинанты – те, кто способен показывать пример отношения к музыкальному образованию.

С мечтой  о новом доме

Мы, конечно, серьёзно заинтересованы в новом здании школы. В собственном концертном зале, в просторных классах и аудиториях, в современном оборудовании и подсобных помещениях для хранения и ремонта музыкальных инструментов, в комнате отдыха для преподавателей и студиях звукозаписи. Девочки и мальчики, которые приходят заниматься искусством, должны находиться в хороших условиях. Замечательно, что в городе появились бассейны, спортивные площадки разного масштаба, гипермаркеты и торгово-развлекательные комплексы, но ведь искусство, культура - это наши вечные ценности, это главная составляющая воспитания подрастающего человека, а живем мы, между прочим, в 21 веке… Всеволожск, Гатчина, Волосово – стоит заглянуть и убедиться, как там живут музыканты. Хочется верить, что будут услышаны слова нашего президента, который поставил точку в вопросе детского музыкального образования, пообещав, что детские школы искусств не превратятся в кружки. Ни по форме, ни по содержанию.

Я очень хочу, чтобы сегодняшние девочки, услышав, как мама играет на рояле, тоже захотели учиться в музыкальной школе, продолжая разгадывать тайны клавиатуры, исполняя дивные мелодии Шопена и Мендельсона…

Нелли ЧУЧУНОВА, зав. фортепианным отделением, преподаватель Школы искусств

Читайте также