О тенденциях в развитии современной школы рассуждает экономист

293

Обсуждая вопрос о необходимости или желательности преподавания экономики в начальных классах, нужно сразу оговориться, что речь не идёт о том, чтобы данный предмет ежедневно стоял пятым уроком в расписании, а лишь факультативно проводился раз в неделю.

 Результаты проведённого опроса оказались вполне ожидаемыми. Родители, а ведь по большей части они принимали участие в голосовании, воспринимают экономику как лишнюю и несвоевременную нагрузку, главный аргумент - пусть у ребёнка будет детство. Мы тоже за счастливое детство, но с таким подходом ребёнка можно и на пении замучить. К сожалению, данный вопрос целиком и полностью упирается в профессиональную компетенцию учителя.

Как бы мы к этому не относились, но ребёнок, где бы он ни находился: в семье или школе, становится участником экономических отношений. И совершенно очевидно, что у него возникают на этот счёт те или иные вопросы и родители будут первыми, к кому он с ними обратится. Сможет ли родитель правильно и понятно ответить, будет ли у него в данный момент для этого время или желание? А ведь такие вопросы возникают в детской голове спонтанно: что-то услышал, увидел или вспомнил.

С первого класса дети вступают в товарно-денежные отношения со школьной буфетчицей - своего рода первым учителем экономики. Она сообщает, что и сколько стоит, помогает детишкам правильно сосчитать их карманные деньги, выдаёт сдачу и, возможно, даже улыбается. Ребёнок, держа в руке отведённые на обед денежные средства, оказывается перед выбором, что ему лучше купить: пюре с котлетой или шоколадку, жвачку и сок. Так, стоя в очереди в школьной столовой, сам того не осознавая, маленький человек уже решает основную экономическую задачу: как с помощью минимальных ресурсов удовлетворить максимум потребностей.

При помощи денег или посредством их удовлетворяются те или иные человеческие нужды, и ребёнок начинает это быстро понимать, точно так же, как и то, что деньги он получает от родителей. Как они оказываются в родительских карманах, кошельках и тумбочках, он до конца и отчётливо не осознаёт. Одновременно видит, что для оплаты товаров и услуг родители часто используют пластиковые карты. Как он воспринимает данный платежный инструмент?

Делает ли он различие между ним и бумажными (фиатными) деньгами? А ведь начиная с семи лет, уже можно выпустить карту своему ребёнку, которая хоть и будет привязана к вашей, но имя на ней он увидит уже своё и сможет расплачиваться ей в пределах установленного вами лимита - те же карманные деньги, только теперь появляется возможность в любой момент дистанционно пополнить карту, если это необходимо.

 Дети активные участники сетевых компьютерных игр, где за прохождение определенных уровней они получают виртуальные деньги, с помощью которых можно купить: одежду, оружие или транспортное средство. В некоторых играх для облегчения платежей используется своя цифровая валюта, создаются криптокошельки, появляется возможность не только купить, но и продать полученные в ходе игры предметы, причём речь идёт уже о  получении настоящих фиатных денег, а это уже можно расценивать как полноценный заработок. Кроме того, цифровая экономика, требует и цифровых денег.

Такие слова, как биткоин и блокчейн знакомы каждому взрослому, но если среднестатистический человек вдруг решит разобраться в принципах их работы, то волосы на его голове непременно встанут дыбом, хотя в этом нет ничего сложного. Биткоин нельзя физически потрогать и положить в карман, как мы привыкли это делать с фиатными деньгам - это всего навсего запись в бухгалтерской книге, размещённая в сети благодаря технологии блокчейн. Деньги - это установленное законом или обычаем средство для погашения долгов, биткоин отлично справляется с этой задачей, миную при этом финансовые институты, говоря упрощённо, сводя перевод денег друг другу к обычной отправке сообщений. Наши дети, имея соответствующие умения и навыки в этом, легко и быстро разберутся, их детство в отличии от нашего проходит в другой реальности. Да чего греха таить, если взять в среднем по стране, то уровень компьютерной грамотности у старшего поколения ниже детского. У меня есть приятель, которому дочка до сих пор помогает получать и отправлять электронную почту. Или вот скажем у ребёнка может возникнуть вопрос почему, например, за один рубль нельзя купить лошадь или машину, а это уже раздел ценообразование. Говоря ребёнку, о том, что раньше та или иная вещь стоила дешевле, мы невольно затрагиваем тему инфляции.

Таких примеров можно привести множество, они всего лишь подтверждают необходимость и целесообразность проведения в школе уроков «экономики» начиная с первого класса, с целью формирования у детей правильного экономического мышления в игровой и доступной для понимания манере, а не получение тех же самых знаний урывками, вынуждая ребёнка самого заполнять образовавшиеся пробелы.  А ведь если разобраться, то ничего страшного в слове экономика нет, потому как его дословный перевод   с древнегреческого означает - искусство ведения домашнего хозяйства. Кто-то из числа опрошенных, сгоряча предложил: «Лучше бы ввели в школьную программу домоводство - сам того не ведая, высказался за экономику.

 Денис ГИЛЬМАНОВ

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев