Министр просвещения РФ и губернатор Ленобласти встретились с молодыми учителями в Выборге

743
На вопросы отвечали министр и губернатор

Нашим читателям уже известно, что в рамках Всероссийского форума молодых учителей в Выборге побывала министр просвещения РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА. Вместе с губернатором Ленинградской области Александром ДРОЗДЕНКО министр ответила на вопросы педагогов. Предлагаем эти ответы вашему вниманию.

– Расскажите подробнее о проекте «Земский учитель»?

О.В.
– Напомню, что программа будет запущена в будущем году. По ней каждый учитель, изъявивший желание отработать в сельской школе не менее пять лет, получит государственную поддержку – миллион рублей. Сегодня мы рассматриваем вопрос о том, чтобы из этой суммы не вычитался подоходный налог. Учитель может выбрать любую школу, в которой имеются вакансии на должность, но он должен быть уверен в том, что нагрузка составит не менее 18 часов в неделю. Информацию о вакансиях, а также о школе и учебных программах, которые в ней реализуются, претендент может найти на специальном федеральном или региональном сайте. Здесь же можно будет заполнить заявку.

А.Д.
– Мы полностью поддерживаем программу, потому что хотим, чтобы наши учителя оставались в нашем регионе. Более того, в Ленинградской области принято решение не закрывать малокомплектные школы. Во-первых, как родитель я понимаю, что отправлять каждый день ребенка 7-10 лет на учебу в соседний город – сложно, а во-вторых, школа на селе – это источник культуры. Пока есть школа, дом культуры и ФАП, село не чувствует себя оторванным от цивилизации. Я считаю, что мы мало поддерживаем систему образования: при областном бюджете в 32 млрд. рублей всего 70 млн. идет на образование. Можно рассматривать разные варианты поддержки молодых учителей, к примеру, к государственному миллиону мы можем добавлять финансирование на гарантированную покупку однокомнатной квартиры.

– Каким вы видите решение проблемы, когда у детей из разных регионов нашей страны разные знания?

О.В.
– Безусловно, по всей стране должно быть единое образовательное пространство. У нас закончилось обсуждение федеральных государственных стандартов, в них внесены дополнения и изменения и, надеюсь, осенью они будут приняты. В новых ФГОСах четко прописано, чему должен научиться ребенок в каждом классе за четверть.

– Как вы можете прокомментировать тот факт, что в последнее время конкурсное движение в системе образования значительно помолодело?

О.В.
– Я – за конкурс в любом возрасте. Более того, у нас сейчас реализуется федеральный проект, в рамках которого мы помогаем учителям всех возрастов проявить себя и влиться в конкурсное движение.

А.Д.
– Ленинградская область охотно вступила в конкурсное движение WorldSkills, что подстегивает переоснащать материальную базу профессиональных училищ, заниматься переподготовкой мастеров производственного обучения и дает возможность молодежи развиваться в своей профессии. Для стимулирования молодых специалистов мы ввели премии: победитель мирового чемпионата получает 500 тысяч рублей, европейского – 300 тысяч, российского – 250. Кроме того, мастер, который его вырастил, получает премию в том же размере. Победитель конкурса «Учитель года» у нас получает автомобиль.

– Как, на ваш взгляд, можно минимизировать риски цифровой среды в обучении детей, при этом сохранив саму среду?

О.В.
– По количеству пользователей мобильной связи Россия сегодня опережает большинство европейских стран. Наш подросток в сравнении с американским сверстником проводит за компьютером на шесть часов больше в неделю. В то же время специалисты говорят: если ученик 12-13 лет садится за компьютер два раза в неделю, а не четыре и пять, его образовательные результаты значительно выше. И здесь задача учителей – заниматься просвещением, объяснять детям и родителям, когда это хорошо, а когда – плохо.

– Как молодому специалисту в общении с детьми не нарушить грань: учитель – друг?

О.В.
– Мой первый урок в качестве учителя был в седьмом классе, сначала я детей «строила», потом отпускала вожжи. К концу первого учебного года так расслабилась, что рассказывала тему, раскачиваясь на стуле. В итоге упала прямо во время открытого урока перед комиссией. Как войти к детям, как себя с ними вести, меня наставляли старшие коллеги, думаю, что и сегодня институт наставничества будет актуальным.

А.Д.
– У меня была сложная учеба: я сменил пять школ, начинал в Казахстане, выпускался в Кингисеппе. Помню первую учите- льницу – молодая, но строгая. Во Всеволожской школе математику преподавала юная учительница, только пришедшая после вуза. Ей удалось соблюсти грань: мы серьезно познавали науку на уроках, а после школы добровольно задерживались и вместе читали. Она знакомила нас со своими любимыми авторами и произведениями. После этого я и полюбил читать, в моей домашней библиотеке – и Пушкин, и Державин. Были учителя, которые могли ударить линейкой, таких – мы не любили. Считаю, что учитель должен быть строгим, но справедливым.

– Завершается учебный год, для кого-то он стал последним проведенным в стенах школы. Ольга Юрьевна, Александр Юрьевич, дайте совет нынешним выпускникам.

О.В.
– Практика показывает, что лишь единицы выпускников точно определились с будущим, советую не ошибиться в выборе профессионального пути.

А.Д.
– А я советую ставить перед собой цели и идти к ним. Приведу такой пример: когда моей дочери было 14 лет, я взял ее с собой в тир. Она попробовала пострелять. Не попала в десятку, но всю обойму выпустила в одну точку. Сегодня моя дочь – чемпионка России по практической стрельбе из пистолета.

Записала
Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также