Болонская система и Россия: что изменится для студентов и абитуриентов

Болонская система и Россия: что изменится для студентов и абитуриентов
1306
Фото: pexels.com

«Выхожу я, или не выхожу – какая разница, главное, чтобы ты хорошо учился». Эта фраза из анекдота становится все более актуальной на фоне новостей из Минобранауки. 6 июня состоялось расширенное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, где замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев продолжил риторику по отказу от Болонской системы образования в России, подчеркнув, что к предстоящей приемной кампании в отечественных вузах изменений требований для абитуриентов не будет. Наш корреспондент, прошедший три ступени Болонской системы, предлагает проанализировать ситуацию, актуальную для абитуриентов и студентов в ближайшие годы.

Новые инициативы Минобранауки, касающиеся выхода из Болонской системы образования, интерпретированные по-разному, могут ввести в заблуждение даже заинтересованного человека. В этой связи надо понимать несколько важных обстоятельств. Главная ценность Болонской системы в том, что она позволяет осуществить «образовательный маршрут длиною в жизнь», то есть учиться в любом возрасте и по разным направлениям.

Единой «европейской системы» в России никогда не существовало, как и в других странах. Так, триединое образование - бакалавриат-магистратура-аспирантура - никогда не было жестко регламентировано. К примеру, в Финляндии и Швеции с их болонской моделью есть статусная форма, доступная магистрам с дипломом, - лиценциат, что по уровню примерно между аспирантом и кандидатом наук в России.

В России после 2003 года чисто Болонской системы тоже не было, а случился некий паллиатив, симбиоз советско-болонской системы образования. Болонская система сродни франчайзингу, который может быть удобен в других странах и обществах, при наличии к тому желания и возможностей.

Кроме того, сегодня осуществить быстрый переход на отечественную систему невозможно, это инертный процесс. К примеру, окончательный переход к новым формам аспирантуры, ориентированным на болонскую модель, в России произошел только в 2013 году – с введением ФГОСов и вступлением в силу нового закона об образовании. При том, что переход к Болонской системе был анонсирован с 19 сентября 2003 года.

В технических и прикладных дисциплинах специалитет всегда был более актуален, чем в гуманитарных областях. Уровень бакалавриата можно признавать или не признавать достаточным для назначения обладателей дипломов на ключевые позиции, однако в болонской системе не запрещено совершенствовать его, в том числе увеличением срока обучения в бакалавриате, от этого он не перестанет называться так же.

В Министерстве надеются, что переход на новую модель и поэтапный отказ от Болонской системы повысит уровень знаний и компетенцию специалистов. Однако это не совсем так. Ибо уровень образования, компетенции, расширение кругозора, мировоззрения во многом и всегда зависит от дополнительной и мотивированной работы студента в выбранном образовательном маршруте. Если бы это было не так, почти все выпускники имели бы примерно один уровень.

Для развития отечественной науки отечественное образование должно быть за рубежом и признаваться хотя бы, например, в Казахстане. Поэтому политические инициативы, во многом связанные с предваряющими их апрельскими инициативами Болонской группы (11 апреля Болонская группа объявила о прекращении представительства России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса), нужно анализировать всесторонне. И, разумеется, не бояться ничего. В России есть и квалифицированный преподавательские кадры, и некоторые собственные наработки педагогов-практиков. Так что даже при полном отказе от Болонской системы система отечественного образования останется устойчивой. Другое дело, что во все времена и вне географии приложения идей одним студентам удавалось учиться и становиться профессионалами, другим – получать образование формально. И эту «несуразность» не смогут изменить никакие реформы и аргументы из высших сфер. Потому что в любом деле крайне важна мотивация, а не «кредиты» или «оценки», согласно педагогическому принципу, зависящие от «установки».

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также