НОВОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

НОВОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
324
НОВОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
Областным Законодательным собранием принят в первом чтении законопроект “Об участии граждан в охране общественного порядка в Ленинградской области”. По замыслу разработчиков в администрации региона и мнению депутатов, новый закон обеспечит правовое поле деятельности добровольных народных дружин и даст возможность финансово стимулировать дружинников, а также развивать материально-техническую базу.

- В действующем законе Российской Федерации прописана возможность создания народных дружин, а также возможность бюджетов всех уровней поощрять эту деятельность, в том числе использовать привлечённые средства. Каждый субъект Федерации, основываясь на этом законе, создаёт свою нормативно-правовую базу с учётом финансовых возможностей, - комментирует председатель комиссии по законности и правопорядку Заксобрания Олег ПЕТРОВ. - В представленном областным правительством законопроекте не были оговорены социальные гарантии дружинников. То есть, если человек пострадает при патрулировании или превысит предусмотренные для федеральной службы полномочия, в документе не сказано, кто будет нести ответственность. Это замечание было высказано на возглавляемой мной комиссии по законности и правопорядку, когда принималась концепция законопроекта, и было указано на необходимость проработки данного вопроса. По логике, если муниципалитеты, обязанные обеспечивать правопорядок на своей территории, привлекают в помощь дружины, они и должны отвечать.

В настоящее время решается, будут ли подобные моменты вноситься в обсуждаемый закон в виде поправок или пойдут в виде изменений в уже принятый закон.

Второй важный момент, требующий доработки, - финансирование. Законопроект предлагает не прямое финансирование, а проведение конкурса на лучшую дружину, которая и получит в итоге финансовое поощрение. Предполагается, что стимулирующие выплаты получат также дружины, занявшие второе, третье места и так далее по номинациям. Средства на эти цели уже заложены в областной бюджет, а над механизмом распределения этих средств, я считаю, ещё необходимо подумать.

На внесение поправок отведено два месяца. За это время предстоит успеть “отредактировать” “сырые” моменты. В том числе и поменять методику распределения финансовых средств на поощрение каждого дружинника в строгом соответствии с бюджетным кодексом.

Фактически добровольные народные дружины уже несколько лет работают на территории Ленинградской области. В Кири-шах, например, отряд около трёхсот человек. Там градообразующие предприятия решают материальные вопросы путем оплаты или предоставления отгулов. Это добрая воля их ру-ководителей, имеющих так называемую советскую закалку. В Выборгском районе к помощи дружинникам подключаются казачьи патрули. Налицо заинтересованность людей и понимание, что одной только полиции своими силами непросто справиться с охраной правопорядка. Но, повторюсь, важно понимать, что сама функция охраны общественного порядка – это полномочия федеральных органов власти, а не субъектов.

На очередном заседании Пар-ламентской ассоциации Северо-запада России (ПАСЗР), проходившем недавно в Вологде, тоже обсуждался данный законопро-ект. Звучало мнение, что дружины должны быть не добровольными, а просто народными. К сожалению, говорить о добровольном участии граждан в охране общественного порядка – зачастую преувеличение; практика показывает, что немногие люди готовы безвозмездно тратить личное время.

На следующем заседании правового комитета ПАСЗР решено комплексно рассмотреть реформирование всей структуры взаимодействия полиции с народными дружинами, методику их финансирования и социальных гарантий.

В идеале механизм должен быть таков: гражданин изъявляет желание стать дружинником, работодатель оплачивает ему время, затраченное на патрулирование, затем из бюджета возмещаются данные расходы. В соответствии с рассматриваемым сегодня законопроектом дружинник будет иметь удостоверение, подтверждающее его полномочия, специальную форму, гарантии и другие атрибуты охранника общественного порядка.

В целом закон обещает быть более совершенным по сравнению с действовавшими до настоящего времени правовыми актами, но над некоторыми моментами до его принятия ещё необходимо поработать.


Записала Елена СТЕПАНОВА

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев