НЕТ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ, ЕСТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ
«Помогая, ты не становишься святым. Ты становишься нормальным». Это девиз выборгского благотворительного фонда «Дикони», помогающего семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Фонд активно взаимодействует с органами опеки, уполномоченным по правам ребёнка, комиссией по делам несовершеннолетних.
С 1994 года в Выборге осуществлял помощь детям диаконический фонд города Лахти. С латыни «диакония» переводится как помощь нуждающимся. Дети, слыша, как финны используют это слово в разговорах между собой, стали называть место своего пребывания «Дикони». Когда в 1999 году выборгское отделение получало юридический статус, детское название оставили. С 2010 года «Дикони» – российский фонд. Нынешний директор Виктория ШУТОВА руководит им с 2013 года.
Здесь работает центр дневного и ночного пребывания, в котором находится около двадцати детей; ещё полутора сотням семей по району фонд постоянно оказывает помощь.
Не обрывая корни
– Все социально незащищенные семьи общаются между собой и с помощью «сарафанного радио» узнают о том, что у нас можно получить помощь. Здесь мы кормим и одеваем детей, собираем их в школу, устраиваем для них праздники, вывозим на экскурсии. Но наша цель – это не заменить ребенку дом, не забрать его из семьи, а нормализовать условия его существования в семье. Поэтому мы предъявляем родителям жёсткие требования. Если они хотят, чтобы ребёнок находился в «Дикони», они должны: прекратить пить, хотя бы при детях, найти работу и, если требуется, посещать нашего психолога. Мы оставляем за собой право приходить к ним в любое время и проверять, как живёт ребёнок, есть ли дома еда.
Ситуации разные бывают. Иногда люди за короткий срок встают на ноги и забирают детей домой. Это, как правило, погорельцы или семьи, в которых случилась трагедия. Например, у нас была семья, в которой отец погиб в аварии, мать была в тяжёлом состоянии, опекунство над детьми взяла бабушка. Мы помогали, пока мать не вышла на работу.
Наши родители в большинстве своём не плохие люди, часто тоже с опытом трудного детства и неповзрослевшие, сами как дети. Вообще, я не пользуюсь понятием неблагополучная или асоциальная семья. Это не у семьи проблемы с социумом, а у социума проблемы с ней. Однажды опытный психолог сказал мне одну вещь, с которой я долго не могла смириться: родитель делает для своего ребенка лучшее, на что он способен в данный момент. Поэтому зачастую оставить детей в «Дикони» для таких родителей – это лучшее, что они могут сделать.
Сейчас у нас есть семья, которой мы пытаемся помочь уже три года. Мы безуспешно бьёмся за то, чтобы родители бросили пить и устроились на работу. Мы были вынуждены обратиться в органы опеки и в полицию для лишения родительских прав. Если они пройдут реабилитацию, лечение, то мы будем ходатайствовать о возвращении родительских прав. Мы помогаем людям, готовым нести свою долю ответственности, но принять за них решение изменить их жизнь мы, увы, не можем.
Кто там работает?
Виктория рассказывает, что жизнь в «Дикони» построена по семейному принципу. Подбирая сотрудника, прежде всего, смотрят не на диплом об образовании, а на человеческие качества, на то, сколько он готов вкладывать в эту работу. В «Дикони», например, повар, если свободен, может с детьми делать уроки.
У Виктории в семье все спортсмены, она долго занималась боевыми искусствами, сейчас - плаванием. И детей поощряет к занятиям спортом. Боевые искусства, считает она, дисциплинируют, учат самоконтролю и соблюдению правил и рамок, учат уважению к товарищам и взрослым.
– Мы отдаём своих детей только проверенным тренерам, в секции, где точно не будут унижать их человеческое достоинство. Дзюдо с ними занимается тренер «Фаворита» Александр СМИРНОВ, кудо – преподаватель 8-й школы Сабир СУВАНОВ. Нам очень нравится работать с 8-й школой, где учатся многие наши дети, – педагоги там понимают их проблемы и готовы на сотрудничество. На самом деле у нас в стране ребёнок, вышедший из социально незащищенной семьи, практически не имеет шансов в жизни. У него нет стартового капитала, ему приходится прикладывать в разы больше усилий, чтобы чего-то добиться. И в школе, к сожалению, зачастую не готовы работать с детьми из таких семей. Вот случай, один из многих. Один из наших воспитанников пошёл в первый класс. Родители кое-как, с помощью соседей, собрали его в школу, выполнили, как смогли, все условия поступления в первый класс. Проблемы начались, когда потребовалось сдавать деньги на различные дополнительные нужды. Ребёнок приходил в школу неопрятным, так как семья живёт в деревянном доме, там нет стиральной машины. Всё это привело к тому, что к концу первого класса педагоги были готовы отправить ребёнка в коррекционную школу. Когда мы начали разбираться с проблемой, оказалось, что интеллект ребёнка полностью сохранен. Просто он приходил в школу голодный, дома не высыпался и не мог соответствовать требованиям учителя. Важно быть на стороне ребенка, задумываться о его жизненной ситуации, а не ждать, что все дети будут удобными.
Может, договоримся?
«Иногда фонд объявляет в городе благотворительные акции. Так, два года назад выборжцам предложили поучаствовать в исполнении детских новогодних желаний. Откликнувшихся было так много, что пришлось ограничить число дарителей. Тогда дети получили в подарок даже велосипед и собаку. Но в этом году такую акцию проводить не стали, чтобы не развивать у воспитанников «иждивенческие настроения», пассивное отношение к жизни.
– Мы учим детей благодарности и самостоятельности, личной ответственности – они сами наводят порядок в своих спальнях, моют посуду, накрывают на столы. Старшие заботятся о младших. Они должны учиться без двоек. Конечно, у каждого ребёнка свой предел понятия «хорошо», но важно, чтобы он старался. У нас есть ограничения. После восьми нельзя играть в PlayStation, смотреть телевизор – детям вредна вседозволенность, им необходимы границы, четкий распорядок дня. Это делает жизнь понятной, структурированной, ребенку так спокойно и безопасно. Днем у каждого есть полчаса, только в его распоряжении, когда он может играть. Отношения с детьми строятся на уважении и договорённости. Мы проговариваем конфликты, объясняем, чего хотим, чтобы ребенок понимал наши требования, а не тупо подчинялся. Вообще мне взаимоотношения взрослый – ребёнок напоминают игру в пинг-понг. Ребенок возвращает взрослому тот «мячик», который получает. Если ребёнок не видит грубости, насилия, он и не будет себя вести подобным образом, он будет возвращать уважение и готовность к сотрудничеству.
Юлия ПОДСКРЕБАЕВА
С воспитателями дети в «Дикони» мастерят поделки, рисуют. Те, что постарше, сами ставят танцы, разучивают песни. А вот какие стихи они посвятили на днях Виктории:
Если в больнице лежишь – навестит,
А накосячишь – поймёт и простит.
А если ругает, то только за дело,
В разведку с ней я пошёл бы смело.
На любой вопрос знает ответ,
Например: пойду я гулять или нет?
Поможет в спорте подняться и вырасти,
Быстро вылечит от воспаления хитрости.
На соревнованиях громче всех кричит,
А если кто нас обидит –всегда защитит.
Уложит детей спать без шума и крика,
Ведь это наша тётя Вика!
Читайте также
-
Детский омбудсмен предложила провести в Выборге областной День семьи, любви и верности
-
Выборгские лыжники — в числе лучших
-
В Ленобласти планируют перейти на стопроцентную сортировку отходов
-
«Ночь музеев» посвятят героизму
-
В 2025 году РУВИКИ планирует представить серию технологических обновлений
-
Поселок Выборгского района стал первым по потреблению интернет-трафика