«НЕСТЫЛЫЕ ТРОПЫ» АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВА

«НЕСТЫЛЫЕ ТРОПЫ» АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВА
551
«НЕСТЫЛЫЕ ТРОПЫ» АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВА

16 июня в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» откроется выставка санкт-петербургского художника Александра Федорова «Нестылые тропы». 

Если говорить о творчестве А. Федорова в целом и характеризовать его как художника, несомненным представляется одно: он чистейшей воды лирик и представитель крепкой реалистической русской школы живописи со всеми влияниями, о которых неоднократно было говорено и писано, со своей философией и той независимостью, и широтой мазка и духа, и не подчиненностью, сложившейся в мире конъюнктуре. В сущности его творчество проистекает из той внутренней, мало заметной «постороннему глазу» свободы личности и духа, которому подчинено русское бытие. Академическая наука не является для наших художников сковывающим моментом, хотя, конечно,  композиция, верный глаз и прочие навыки школы присутствуют, не сковывая, однако, художника ни в чем. Вот в этом сложном конгломерате (академия, мастерство, личность) и есть тот художник, чье творчество мы сейчас рассматриваем.

Его холсты не поразят зрителя импрессионистическим, дробным многоцветьем; в средствах он достаточно скуп и неискушенный зритель «с улицы» может, скользя взглядом, опрометчиво подумать, что видывал он виды «повеселей» и «побольше размером», но, если человек малым-мало разбирается в живописи и в художниках, то он задержится перед любой из картин Федорова и, вглядевшись, обязательно начнет вдумываться и вчувствоваться и – о, как далеко его может завести этот процесс! Он может понять, какими средствами достигается высокая цель; почему он так скуп, почему так туго закручена лирическая пружина внутри художника, почему его довольно-таки тесный мир так трогает за душу… Словом, искушенный зритель может понять ту любовь, требовательную и немногословную, которую носит в себе художник.

Вот, по всем вышеуказанным причинам его работы крепки и основательны как по мастерству, так и по внутреннему своему стержню (а он присутствует или не присутствует, хотим мы этого или нет, в любой работе художника), будь то портрет старого человека, или «портрет» русской старины, или просто этюд, писанный где-нибудь в глубинке: деревня в несколько домиков, речные берега или просто снежная равнина с рогатым пнем на переднем плане.

Подводя итоги, мы можем сказать одно: персональная выставка А. Федорова – это серьезная, впечатляющая выставка вполне сложившегося мастера с необычным выражением художественного лица. Академическая и национальная составляющая его насквозь лиричного творчества, плюс  мастерство, плюс несомненно, индивидуальный, узнаваемый почерк и, наконец, то неназываемое, которое присутствует в каждом настоящем «поцелованном Богом» художнике – это и есть А.Федоров на своих «Нестылых тропах».

А. КАЛИНИН, старший преподаватель кафедры живописи ФИИ РГПУ им. Герцена, член Санкт-Петербургского Союза художников

Читайте также