НЕСКОЛЬКО РЕПЛИК В ЗАЩИТУ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время выборгская биржа труда предлагает около 900 вакансий. В основном, это водители всех категорий, машинисты кранов, рабочие горных профессий, электромонтеры, слесари-сантехники, инженеры по технике безопасности и пожарной безопасности, конструкторы, экологи.
Самыми невостребованными являются гуманитарные профессии, но именно на эти факультеты, согласно данным статистики, стремится попасть большинство выпускников. Сегодня нам рассказывают о себе те, кто выбрал рабочую и техническую специальность - учащиеся Выборгского техникума агропромышленного и лесного комплекса.
НАЙТИ ПРОФЕССИЮ, ЧТОБ ХОДИТЬ НА РАБОТУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Максим ЧЕРНЫШЕВ:
- Я сменил несколько школ, старался найти ту, где мне будет наиболее комфортно. Учился неплохо. В 9-м классе довольно хорошо сдал ГИА - у меня были "пятерки" по математике, физике, биологии; только по русскому "четверка". Можно сказать, в 10-й класс меня взяли с большим удовольствием. И вот пришел я в 10-й, тут же началась подготовка к ЕГЭ. Мы стали повторять все, что было уже изучено, начиная с начальных классов. И мне стало абсолютно неинтересно. При этом со стороны учителей начался психологический прессинг на тему, как трудно будет сдать экзамены. Представив перспективы на грядущие два года, я забрал документы и отнес их техникум.
Сейчас, спустя несколько месяцев, могу сказать, что я принял правильное решение. Я хорошо учусь, получаю повышенную стипендию. Моя специальность называется "техник-механик, механизатор сельскохозяйственного производства". По окончании я смогу работать механиком, заведующим гаражом. Кроме того я планирую получить категории прав для работы на грузовых машинах и тракторах. Здесь также можно выучиться на работу на погрузчике и экскаваторе.
Учиться в техникуме, конечно, значительно интереснее, чем в школе. К нам относятся как к взрослым. Главное, нет всего этого натаскивания. Большой плюс и в том, что почти нет домашних заданий. Ведь домашнее задание - это тоже повторение, что особенно изматывает в школе. Зачем я должен повторять то, что хорошо знаю? Здесь к этому более разумный подход.
Единственный минус - порой бывает неловко объяснять сверстникам, почему я не остался учиться в школе. Многие считают, что в училища идут только двоечники. Хорошо, что наше учебное заведение недавно получило статус техникума. Хотя здесь есть группы, которые обучаются по программе училища.
Конечно, мое решение уйти из школы не было спонтанным. До этого у меня уже были мысли пойти на курсы и получить профессию, чтобы после школы на руках были какие-то "корочки". Дело в том, что у меня много знакомых, которые закончили вузы и работают не по специальности.
Сейчас водителю трактора гораздо проще найти работу, чем менеджеру или даже инженеру. А если мне понадобится высшее образование, я смогу написать заявление и сдать ЕГЭ. При этом я буду готовиться только к нужным мне предметам, в то время как в школе идет подготовка ко всем (неважно, будешь ты их сдавать или нет).
Пока я не определился окончательно с выбором профессии, но, надеюсь, что когда придет время, мой выбор будет осознанным. Сейчас я не готов выбрать вуз, не представляя будущую специальность.
ТЕХНИКА - МОЁ УВЛЕЧЕНИЕ
Василий ШЕВЕЛЕВ:
- Я учусь по специальности "тракторист сельскохозяйственного производства". Пришел из школы в Советском. У меня с детства страсть к технике. Здесь я получаю образование и специальность. Имея права, всегда проще устроится на работу.
Недавно мы с ребятами под руководством мастера производственного обучения Вячеслава КАМНЕВА сделали болотоход. Это такой транспорт, на котором можно ездить не только по болоту, но и по большим снегам. Чертеж машины предложил мастер. Делали месяца три-четыре. В ходе процесса создания машина, конечно, дорабатывалась. Мы уже опробовали болотоход на местных болотах - нормально.
ПРОДОЛЖИТЬ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС
Эльвира МЕЛЕШ:
- Я также приехала из Советского. Здесь учусь на флориста. Мой отец предприниматель, у него магазин цветов в Санкт-Петербурге. Закончив обучение, я смогу помогать ему в магазине.
Но дело не только в этом. Мне с детства нравится заниматься цветами. Здесь мы выезжаем на поля, высаживаем рассаду. Два-три раза в неделю у нас шесть часов производственного обучения в лаборатории. Прикольно: посадишь что-нибудь, через месяц смотришь - стебельки появились, потом цветы вырастают. Приятно видеть, когда твой труд приносит такую красоту.
В школе ребята нацелены на ЕГЭ, здесь мы более самостоятельны, ответственны в своем выборе. Те, кто хочет стать специалистом и получить профессию, стараются. Кто не хочет - таких заставить трудно.
Я уже сейчас подрабатываю у отца в магазине. Поэтому из практики знаю, что хороший флорист востребован. Для этого надо участвовать в конкурсах, учиться и показывать себя. Чем выше профессиональный уровень, тем более дорогие заказы можно получать, поэтому у меня большие планы.
НА БИРЖЕ ВОСТРЕБОВАНЫ РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Директор техникума Александр БАБИЧ:
- Конечно, в основном к нам приходят дети, у которых средний балл аттестата - 3,1-3,2. Иначе говоря, твердые троечники. Шансов сдать ЕГЭ мало. А мы предлагаем ребятам настоящие специальности. Вот недавно они, когда этот болотоход делали, из мастерских не вылезали. Это их будущее, им это нравится, а в школе они бы сидели за партами и скучали.
Ежегодно около 30-40 наших выпускников идут в армию. Это почти пятая часть всех призывников района. В армии наших ребят переучивают на военную технику, многие служат в качестве водителей бронетранспортеров.
Естественно, чтобы хорошо зарабатывать, нужно хорошо учиться и получить разряд. Такие трудоустраиваются сразу. Поэтому мотивированные ребята четко видят цель своего обучения. Сейчас рабочих кадров катастрофически не хватает, причем зарплата рабочих зачастую выше служащих.
Те, кто хочет учиться дальше, сдают ЕГЭ (теперь он действует четыре года), потом идут в армию, а затем в институт.
Как ни странно, снижение престижа рабочей профессии происходит и в Финляндии. Мы видим это на наших совместных конкурсах трактористов, куда от финнов теперь стали приезжать одни девчонки. Финская молодежь тоже не хочет идти в сельское хозяйство.
Для примера могу рассказать, как был на современной свиноводческой ферме. Везде компьютерный контроль, автоматика. Разговорился с хозяином. Оказалось, что на ферме трудятся только наемные рабочие, а дети и внуки не помогают, поскольку им не нравится запах свиноводческого комплекса.
Но мы ведь все понимаем, что хотя современный трактор, оснащенный компьютером и климат-контролем, может вспахать поле и сам, до поля его все равно должен довести тракторист. Так что без рабочих профессий нам все равно не обойтись.
Самыми невостребованными являются гуманитарные профессии, но именно на эти факультеты, согласно данным статистики, стремится попасть большинство выпускников. Сегодня нам рассказывают о себе те, кто выбрал рабочую и техническую специальность - учащиеся Выборгского техникума агропромышленного и лесного комплекса.
НАЙТИ ПРОФЕССИЮ, ЧТОБ ХОДИТЬ НА РАБОТУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Максим ЧЕРНЫШЕВ:
- Я сменил несколько школ, старался найти ту, где мне будет наиболее комфортно. Учился неплохо. В 9-м классе довольно хорошо сдал ГИА - у меня были "пятерки" по математике, физике, биологии; только по русскому "четверка". Можно сказать, в 10-й класс меня взяли с большим удовольствием. И вот пришел я в 10-й, тут же началась подготовка к ЕГЭ. Мы стали повторять все, что было уже изучено, начиная с начальных классов. И мне стало абсолютно неинтересно. При этом со стороны учителей начался психологический прессинг на тему, как трудно будет сдать экзамены. Представив перспективы на грядущие два года, я забрал документы и отнес их техникум.
Сейчас, спустя несколько месяцев, могу сказать, что я принял правильное решение. Я хорошо учусь, получаю повышенную стипендию. Моя специальность называется "техник-механик, механизатор сельскохозяйственного производства". По окончании я смогу работать механиком, заведующим гаражом. Кроме того я планирую получить категории прав для работы на грузовых машинах и тракторах. Здесь также можно выучиться на работу на погрузчике и экскаваторе.
Учиться в техникуме, конечно, значительно интереснее, чем в школе. К нам относятся как к взрослым. Главное, нет всего этого натаскивания. Большой плюс и в том, что почти нет домашних заданий. Ведь домашнее задание - это тоже повторение, что особенно изматывает в школе. Зачем я должен повторять то, что хорошо знаю? Здесь к этому более разумный подход.
Единственный минус - порой бывает неловко объяснять сверстникам, почему я не остался учиться в школе. Многие считают, что в училища идут только двоечники. Хорошо, что наше учебное заведение недавно получило статус техникума. Хотя здесь есть группы, которые обучаются по программе училища.
Конечно, мое решение уйти из школы не было спонтанным. До этого у меня уже были мысли пойти на курсы и получить профессию, чтобы после школы на руках были какие-то "корочки". Дело в том, что у меня много знакомых, которые закончили вузы и работают не по специальности.
Сейчас водителю трактора гораздо проще найти работу, чем менеджеру или даже инженеру. А если мне понадобится высшее образование, я смогу написать заявление и сдать ЕГЭ. При этом я буду готовиться только к нужным мне предметам, в то время как в школе идет подготовка ко всем (неважно, будешь ты их сдавать или нет).
Пока я не определился окончательно с выбором профессии, но, надеюсь, что когда придет время, мой выбор будет осознанным. Сейчас я не готов выбрать вуз, не представляя будущую специальность.
ТЕХНИКА - МОЁ УВЛЕЧЕНИЕ
Василий ШЕВЕЛЕВ:
- Я учусь по специальности "тракторист сельскохозяйственного производства". Пришел из школы в Советском. У меня с детства страсть к технике. Здесь я получаю образование и специальность. Имея права, всегда проще устроится на работу.
Недавно мы с ребятами под руководством мастера производственного обучения Вячеслава КАМНЕВА сделали болотоход. Это такой транспорт, на котором можно ездить не только по болоту, но и по большим снегам. Чертеж машины предложил мастер. Делали месяца три-четыре. В ходе процесса создания машина, конечно, дорабатывалась. Мы уже опробовали болотоход на местных болотах - нормально.
ПРОДОЛЖИТЬ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС
Эльвира МЕЛЕШ:
- Я также приехала из Советского. Здесь учусь на флориста. Мой отец предприниматель, у него магазин цветов в Санкт-Петербурге. Закончив обучение, я смогу помогать ему в магазине.
Но дело не только в этом. Мне с детства нравится заниматься цветами. Здесь мы выезжаем на поля, высаживаем рассаду. Два-три раза в неделю у нас шесть часов производственного обучения в лаборатории. Прикольно: посадишь что-нибудь, через месяц смотришь - стебельки появились, потом цветы вырастают. Приятно видеть, когда твой труд приносит такую красоту.
В школе ребята нацелены на ЕГЭ, здесь мы более самостоятельны, ответственны в своем выборе. Те, кто хочет стать специалистом и получить профессию, стараются. Кто не хочет - таких заставить трудно.
Я уже сейчас подрабатываю у отца в магазине. Поэтому из практики знаю, что хороший флорист востребован. Для этого надо участвовать в конкурсах, учиться и показывать себя. Чем выше профессиональный уровень, тем более дорогие заказы можно получать, поэтому у меня большие планы.
НА БИРЖЕ ВОСТРЕБОВАНЫ РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Директор техникума Александр БАБИЧ:
- Конечно, в основном к нам приходят дети, у которых средний балл аттестата - 3,1-3,2. Иначе говоря, твердые троечники. Шансов сдать ЕГЭ мало. А мы предлагаем ребятам настоящие специальности. Вот недавно они, когда этот болотоход делали, из мастерских не вылезали. Это их будущее, им это нравится, а в школе они бы сидели за партами и скучали.
Ежегодно около 30-40 наших выпускников идут в армию. Это почти пятая часть всех призывников района. В армии наших ребят переучивают на военную технику, многие служат в качестве водителей бронетранспортеров.
Естественно, чтобы хорошо зарабатывать, нужно хорошо учиться и получить разряд. Такие трудоустраиваются сразу. Поэтому мотивированные ребята четко видят цель своего обучения. Сейчас рабочих кадров катастрофически не хватает, причем зарплата рабочих зачастую выше служащих.
Те, кто хочет учиться дальше, сдают ЕГЭ (теперь он действует четыре года), потом идут в армию, а затем в институт.
Как ни странно, снижение престижа рабочей профессии происходит и в Финляндии. Мы видим это на наших совместных конкурсах трактористов, куда от финнов теперь стали приезжать одни девчонки. Финская молодежь тоже не хочет идти в сельское хозяйство.
Для примера могу рассказать, как был на современной свиноводческой ферме. Везде компьютерный контроль, автоматика. Разговорился с хозяином. Оказалось, что на ферме трудятся только наемные рабочие, а дети и внуки не помогают, поскольку им не нравится запах свиноводческого комплекса.
Но мы ведь все понимаем, что хотя современный трактор, оснащенный компьютером и климат-контролем, может вспахать поле и сам, до поля его все равно должен довести тракторист. Так что без рабочих профессий нам все равно не обойтись.