НЕКАЧЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА. КАК ВЕРНУТЬ СВОИ ДЕНЬГИ?

С каждым годом в нашу жизнь входит все больше и больше техники. И это уже не родительские холодильники-долгожители, которые честно трудились на кухне по 30 лет, а потом дорабатывали свой век на даче. Новая техника более капризна по характеру. Она доступна по цене, но порой не выдерживает даже самой аккуратной эксплуатации и ломается вскоре после покупки. И хотя потребитель защищен законом, не каждый продавец готов его требования выполнить. Причем число конфликтов "продавец-покупатель" неуклонно растет. Как рассказала заместитель начальника Выборгского территориального отдела Роспотребнадзора по Ленинградской области Ольга Тихоновская, за 9 месяцев этого года отдел получил 267 письменных жалоб от потребителей, около 100 звонков, плюс к этому 44 выборжцам потребовалась личная консультация. Только за октябрь получено 37 письменных жалоб. Как же защитить свои права? В первую очередь их надо знать. Для наглядности мы расскажем подлинную историю мытарств выборжанки по имени Анна. А Ольга Дмитриевна прокомментирует ситуацию. Год назад Анна решила приобрести компактную посудомоечную машину, поскольку семья у нее небольшая, и самое главное, в кухню могла поместиться только машина небольших габаритов. Будучи человеком предусмотрительным, Анна пошла за покупкой в магазин, который уже давно работает в Выборге и имеет хорошую репутацию. И действительно, вежливый продавец помог выбрать товар, заверив, что данная модель пользуется устойчивым спросом, и ни разу не вызывала нареканий. И тут Анна совершила первую ошибку. Закрутившись на работе, она смогла заняться подключением машины только через две недели после покупки. Первая мойка сразу разочаровала: на посуде явно ощущалось присутствие остатков моющего средства. Пришлось переполаскивать вручную. Тогда Анна попробовала, как советовала инструкция, подобрать дозу порошка самостоятельно – но результат опять не обрадовал. Через несколько дней женщина все же решила вернуть машину, но оказалось, что сделать это уже нельзя. О.Т.: Согласно Ст.18 Закона о защите прав потребителей, покупатель имеет право в случае обнаружения дефекта бесплатно ремонтировать товар, заменить на новый или требовать возвращения денег в течении всего гарантийного срока. Но если ваше приобретение является технически сложным товаром, то расторгнуть договор купли-продажи можно только в течении 15 дней со дня покупки. Если позже – то, однозначно - ремонт (постановление от 10 ноября 2011 г. N 924 – Перечень технически сложных товаров). Бывает, что при ремонте товара обнаруживается неустранимый недостаток, тогда однозначно можно вернуть деньги или заменить его на другой. Прошло несколько месяцев. Анна мыла посуду в машине, а потом терпеливо переполаскивала ее вручную. Но вдруг из машины потекла вода. Хозяйка немедленно позвонила в магазин, где ей посоветовали обратиться в указанный в паспорте сервисный центр в Санкт-Петербурге, что она и сделала. И это была вторая ошибка. О.Т: Приобретая в магазине товар, покупатель заключает договор купли-продажи не с сервисным центром, а с продавцом (магазином). Поэтому мастера должен был вызывать продавец. Если обнаружился дефект в гарантийном товаре, необходимо в тот же день написать заявление в двух экземплярах и отнести его в магазин. Бывает, что продавец отказывается брать заявление, тогда можно прийти со свидетелем или направить претензию заказным письмом с уведомлением. И чем раньше, тем лучше. Как ей и посоветовали, Анна позвонила в сервисный центр, где сказали, что мастер приедет через 10 дней. И действительно, мастер приехал четко по времени. Он сделал отметку в паспорте о дате своего визита и написал заключение. Оказалось, что в машине фабричный брак. Мастер сразу предупредил, что деталь придется заказывать в Китае, и это потребует времени. О.Т.: Согласно Закону ремонт должен быть осуществлен в 20-дневный срок, но в случае отсутствия деталей этот срок продлевается до 45 дней. Анна очень надеялась, что деталь приедет позже, и ей удастся сбыть с рук немилую сердцу технику. К тому времени она уже успела познакомиться с Ольгой Дмитриевной и проштудировать достаточное количество правовой информации. Однако, в сервисном центре зарплату тоже не зря получали: мастер прибыл ровно на 45-й день и заменил деталь. О.Т.: В данном случае, если бы Анна сразу написала заявление в магазин, то срок ожидания составил бы уже 55 дней от момента обращения, и потребительница имела бы право на расторжение договора. Другой возможностью расторгнуть договор является пункт закона гласящий: "невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков". Но Анна уже не могла воспользоваться этим пунктом, потому что подписала мастеру согласие на ремонт. И это была третья ошибка. Каждый раз, переполаскивая посуду, она подумывала выкинуть ненавистную машину. Но, к счастью, спустя два месяца, капризная техника сломалась вновь – она просто отказалась включаться. И тут уже наша героиня не упустила своего шанса. В тот же день она написала в магазин заявление в двух экземплярах, где уведомила о поломке с просьбой расторгнуть договор на основании невозможности пользоваться товаром более 30-ти дней. К заявлению приложила ксерокопии чека и паспорта посудомоечной машины с отметками о визитах мастера сервисного центра. В магазине Анну встретили безрадостно. Директор упрекнул покупательницу в технической безграмотности, сообщив, что компактные "посудомойки" в принципе не могут хорошо работать и покупать надо технику нормальных габаритов за нормальные деньги. Пропустив все это мимо ушей, Анна попросила вызвать мастера. На следующий день директор магазина позвонил и предложил на время ремонта привезти другую посудомоечную машину. О.Т.: Действительно, надо помнить, что согласно закону продавец обязан в трехдневный срок безвоз-мездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет (однако, есть перечень товаров, на которые не распространяется это требование. Согласно Постановлению Правительства от 19 января 1998 г. N 55 в него входят: транспорт, оружие, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях, а также приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи). Мастер из сервисного центра прибыл через неделю. На этот раз, несмотря на настойчивые просьбы женщины, он отказался делать отметку в техпаспорте. Но это было уже неважно, в квартире были свидетели, заявление лежало в магазине, время пошло. В машине же вновь обнаружилась бракованная деталь – привет Китаю! Закончилась эта история вполне благополучно. Заказанная деталь, конечно, не успела приехать из Китая в 30-дневный срок. Покупательнице вернули деньги, на которые она рискнула приобрести компактную машину другой марки, которая моет чисто и идеально выполаскивает. А что касается Анны, то теперь она хорошо знает Закон о защите прав потребителей. P.S.Очень много вопросов в Роспотребнадзор поступает по поводу порядка возврата мобильных телефонов. Как разъяснила Ольга Тихоновская, согласно вышеуказанному Перечню технически сложным товаром являются только мобильные телефоны с сенсорным экраном.

Читайте также